Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 239

Математическая обработка сводится к: 1. Ранжированию - расположению факторов в порядке возрастания (убывания) какого-либо оцениваемого свойства с целью определения их относительной значимости. 2. Количественной оценке согласованности мнений экспертов.

Экспертные методы относятся к достаточно экономичным и универсальным методам, так как могут быть использованы на разных стадиях исследования, начиная от сбора данных до их интерпретации. Тот факт, что экспертный метод основывается на принципе субъектности, включенной в изучаемый процесс и возможность итеративных процедур оценки экспертами делает его, наиболее эффективным в исследовании интеграционных процессов в педагогике.

4. ТОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУР С ПОМОЩЬЮ ГРАФОВ.

Системность интеграционных процессов в педагогике отражена, прежде всего в их структурных свойствах: множество элементов, связи между которыми явно выражены. Чрезвычайно удобным инструментом для анализа разного рода структур и передачи состояний в системе является теория графов.

Граф представляет собой совокупность точек (вершин), соединенных линиями (ребрами), которые называются дугами, [346] если они ориентированы. Вершины соответствуют элементам исследуемого объекта, а ребра их отношениям. Граф является не просто наглядным изображением структуры объекта, он легко может быть представлен в строгой математической форме - в виде матрицы.

Перечислим ряд типичных задач, решаемых теорией графов: 1. Формализация и построение общей структурной модели объекта на разных уровнях его сложности. 2. Анализ полученной модели, выделение в ней структурных единиц (подсистем). 3. Изучение уровней структуры иерархических систем: количество уровней, количество межуровневых и внутри уровневых связей. 4. Анализ эффективности функционирования данной системы, поиск оптимальной структуры, определение ее устойчивости.

Таким образом, теория графов предоставляет инструментарий количественной оценки и прогноза системных и динамических характеристик процесса. С помощью графов изучаются межпредметные связи, анализируется содержание учебных единиц (документации, предметов), производится диагностика учебных коллективов, однако, сфера их приложения может быть и более широкой. Изображение графа является достаточно компактным и информативным способом представления структуры системы и значительно облегчает ее анализ. Выделив петли, контуры, сильно связанные подграфы легко определить структурное ядро системы, висячие, тупиковые, изолированные вершины ,[346] в свою очередь образуют ее периферию. Далее определяется связность, диаметр и степень централизации структуры, что является уже количественной мерой, пригодной для оценки результата интеграционных процессов в системе и критериями для сравнения различных систем. При необходимости может быть проведена оптимизация структуры для получения модели с требуемыми параметрами.

Страницы: 235 236 237 238 239 240 241 242 243

ПАСИФЕ , спутник Юпитера, открыт Ф. Ж. Мелоттом (Ph. J. Melotte, Великобритания, 1908). Расстояние от Юпитера 23,3 млн. км, диаметр ок. 40 км. Сидерический период обращения 735 сут.

ШАРЛЬЕ (Charlier) Карл Вильгельм Людвиг (1862-1934) , шведский астроном. Основные работы посвящены вопросам небесной механики и звездной астрономии. Развил (1908-22) теорию иерархического строения Вселенной (звезды образуют скопление, скопления - галактику, галактики - метагалактику и т. д.), средняя плотность которой уменьшается с ростом масштаба, что позволяет избежать гравитационного и фотометрического парадоксов.

ЮСТИНИАН I (482 или 483-565) , византийский император с 527. Завоевал Сев. Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права (Корпус юрис цивилис), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе).