Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 242

В качестве дискретной смысловой единицы программы выступают отдельные темы, для удобства в графе нумерация тем совпадает с приведенными в программе курса. За связь принимается не простое смысловое единство содержания тем (на уровне факта, теории, рекомендации), а функционирование методологии, присущей одной теме, в содержании другой.

На основании топологического анализа структуры графа, изображенного на рисунке, можно сделать следующие выводы. Темы, обозначенные вершинами 0- 4, 6-7 образуют <ядро> курса - совокупность фундаментальных представлений, задающих направление интеграции историко-педагогических и философскопедагогических срезов знания. Можно видеть, что эти же темы образуют сильносвязанный подграф, то есть структуру, в которой все вершины взаимно достижимы. Ключевой темой для понимания курса как целого является тема 4: <Человек как предмет и цель воспитания>, вырабатывающая критерии и методологию анализа педагогической действительности и адресующая их педагогическим культурам разных времен (вершины 8-14). Вполне закономерно, что схема, изображающая историко-педагогическую часть курса, построена в виде замкнутых контуров: исходя из наиболее обобщенных теоретических представлений о человеческой природе (тема 4) как логического первообраза находит конкретно-историческое выражение в воспитательной практике определенной эпохи (темы 8-14) , аксиологически закрепляется в качестве уникального опыта воссоздания условий роста культуры общества и человека в данное время и фиксируется в виде общих принципов деятельности и критериев оценки воспитательных отношений (тема 5: <Основы дидаскологии и педагогической праксиологии>). Таким образом, педагогического культура каждого времени задает свой аксиологический масштаб, диктуемый образцом человеческой природы и по-своему решает внутренне присущие воспитанию фундаментальные противоречия свободы-необходимости, индивидуализмаколлективизма, преемственности-новизны. Петли в вершинах 1, 4, 6-7 интерпретируются как наличие связи между входом и выходом одного и того же элемента и указывают на то, что данный смысловой элемент сам формирует методологию рассмотрения своего содержания. Можно сделать вывод, что именно данные темы выступают в роли системообразующих, то есть являются смысловым центром программы. Присвоив двухсторонней связи коэффициент 2, а односторонней-1, вычислим a - показатель связности (точнее, меру избыточности структуры по связям), [346]. a= 1,46, что означает значительное превышение уровня связности структуры по сравнению с минимально необходимым для связности графа. Также, если принять двустороннюю связь за интегративную (определяется как связь, с образованием которой появляется новое качество, новое состояние, новый феномен на процессуальном уровне, [309]) , то доля интегративных связей между элементами содержания курса окажется следующей k=0.46, что является довольно высоким показателем коэффициента объема интеграции.

Страницы: 238 239 240 241 242 243 244 245 246

ЯУНУШАНС (Jaunusans) Алфредc (р . 1919), латвийский режиссер, актер, народный артист СССР (1973). С 1947 в Латвийском театре драмы им. Упитcа (ныне Национальный театр Латвии) (Рига), в 1966-87 главный режиссер.

СОЛЕЦИЗМ (греч . soloikismos), неправильный языковой оборот, не нарушающий смысла высказывания ("Сколько время?"); может использоваться для создания стилистического эффекта.

ЛАВДОВСКИЙ Михаил Дормидонтович (1846/47-1902/03) , российский гистолог. Исследовал строение и функцию форменных элементов крови, установил роль тромбоцитов. Классические труды по строению и развитию кожных и мышечных рецепторов.