Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 245

3. ИПД обладает богатым набором средств, состав которых образуют научно-педагогические, системно-образовательные, коммуникативные и образовательно-дидактические средства. Научно- педагогические средства - это содержательно-процессуальная совокупность компонентов научного знания, способов (унификация понятий, универсализация методов и др.) и приемов (расщепление и связывание понятий; простая и сложная форма наращения признаков понятий), обеспечивающих функционирование педагогической интеграции, главным образом, на уровне научно-педагогических систем. Системно-образовательные средства - это совокупность учреждений, объединений, организационных систем различных форм, типов и видов (кафедры-комплексы, образовательные холдинги, учебно-научно-производственные комплексы, социально- педагогические комплексы, культурно-образовательные центры, гуманитарно-педагогические центры и т.д.), способствующие, во-первых, внутриобразовательной интеграции; во-вторых, адукологической интеграции (например, интеграции воспитательных сил общества); в-третьих, глобальной интеграции (например, интеграции систем образования Европейских стран). Коммуникативные средства - совокупность способов, приемов и форм организации коммуникативной среды в ходе осуществления образовательной- воспитательной деятельности, способствующие межличностной интеграции (учащихся и педагогов, педагогов и педагогов и т.д.); внутриличностный интеграции - интеграции человека с самим собой; социальной интеграции - интеграции личности и коллектива, личности и среды и др. Образовательно-дидактические средства представлены компонентными и технологическими составляющими педагогического процесса, в наибольшей степени способствующие реализации интегративно-педагогических задач.

4. Важнейшим технолого-методологическим инструментарием ИПД является интегративно-целостный подход (ИЦП), в качестве своих исходных постулатов имеющих идеи; б) "глубинности" осуществления интегративно-педагогических процессов; б) первичности (приоритетности) целого; в) паритетности кооперируемых компонентов. В более широком плане, можно сказать, что ИЦП рассматривает педагогические явления как некоторые целостности, в которых: а) наблюдается единство процессуальных и результирующих сторон, процессов универсализации (расширения связей) и гармонизации; б) происходит взаимотрансформация интегрируемых составляющих не за счет друг друга, а в пользу друг друга; в) сумма действий, "работающих порознь" не равно следствию, получаемому в случае их совместного осуществления; г) изменение одного из компонентов ведет к изменению других не пропорционально, а по более сложному закону; д) наличие общих точек соприкосновения дополняется сосуществованием противоположных сторон бытия; е) идея первичности целого органически сочетается с идеей полицентризма.

Страницы: 241 242 243 244 245 246

ПОБОЧНЫЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫЕ , в праве - пользование в лесах, а также на землях лесного фонда, не связанное с получением древесины: сенокошение, пастьба скота, сбор грибов, ягод, лекарственного и технического сырья и др., пчеловодство.

ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ , стиль древнерусского церковного пения сер. 15-17 вв. Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью. Наиболее распространена многоголосая традиция. Деменственное пение применялось в праздничном богослужении и в торжественных случаях (венчание, встреча царя и т. д.).

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ , термин, введенный Л. Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя (напр., общество греков гомеровской эпохи). В современной науке понятию военная демократия близко понятие вождество.