Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 243

Таким образом, исследование с применением теории графов подтвердило и структурно обосновало значительный интегративный потенциал курса <Философия и история образования>.

§3. Интересным приложением корреляционного и факторного анализов к изучению интегральных качеств личности является исследование ценностных отношений школьников к действительности проведенная А.С.Белкиным, Е.В.Бондаревской, Н.В. Бурдаковым и др. 1 В данном случае анализ взаимосвязей, проведенный на основании изучения 2361 школьника позволил вычленить 7 основных отношений школьника к действительности как наиболее значимых и характеризующих с достаточной достоверностью такое интегральное качество как воспитанность. Были выделены отношения к общественно политической жизни и деятельности, отношение к учению, к труду продуктам труда людей, природе, отношение к людям, самому себе как общественной ценности эстетическое отношение к действительности. Далее путем факторного анализа были отобраны информативные признаки, свидетельствующие о выраженности данного отношения. Степень выраженности стандартизированных характеристик определялась методом экспертных оценок, где в качестве экспертов выступали учителя школ. Примечательно, что авторы вместо традиционного варианта корреляционного анализа использовали многомерный статистический анализ на основе корреляционной матрицы, что позволило более глубоко осмыслить многомерную структуру личности. Корреляционная матрица показала в целом достаточно высокую связь между всеми отобранными показателями (ниже коэффициента 0.38 связи не установлено ). Однако наиболее тесная связь прослеживается между показателями нравственного отношения к действительности отношением к продуктам труда людей и природе, требовательностью к себе, отношением к общественно политической жизни и деятельности, отношением к учению, эстетическим отношением к действительности.

Факторный анализ, устанавливающий общее в различных показателях в свою очередь установил, что 61.6% разброса индивидуальных оценок по всем показателям совокупности могут быть объяснены одним интегральным фактором, что является очень высоким уровнем общности показателей для психологопедагогического исследования. Исходя из этого, авторы делают вывод, что ценностные отношения учащихся действительно образуют целостную систему описываемую интегральной характеристикой воспитанности. Факторные веса показателей ценностных отношений свидетельствуют о том, что самыми информативными являются: нравственное отношение к действительности отношение к общественно политической жизни и деятельности, отношение к учению, требовательное отношение к себе. Проведенная процедура поворота факторных осей по методу ВАРИМАКС позволил подразделить показатели к двум факторам, один из которых авторы интерпретировали как деловую направленность (40.2% объясненной дисперсией, а другой как идейно-нравственую направленность 31.8%)отнести. Статистический анализ проведенный по двум выделенным шкалам показал, что оба вида направленности деловая и идейнонравственная очень тесно взаимосвязаны (коэффициент C=0.77) и составляют единый комплекс (67.2 % оценок по двум видам направленности совпадают ), причем идейно-нравственная направленность является доминирующей. В качестве существенных выводов авторами формулируются следующие положения: 1. Личность школьника при любых обстоятельствах развивается как целостная система, компоненты которой, тесно связаны между собой. 2. Системная диагностика ценностных отношений может стать основой дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку, предельной конкретизации и, в общем, гуманизации системы воспитательной работы в школьной жизни.

Страницы: 239 240 241 242 243 244 245 246

ХАМАСА , название антологий произведений арабской классической поэзии 6-9 вв. Стихотворения расположены по темам.

ПОРИСТОСТЬ , доля объема пор в общем объеме пористого тела. Одна из основных характеристик, определяющих свойства катализаторов, сорбентов, многих строительных и теплоизолирующих материалов.

ЯУНУШАНС (Jaunusans) Алфредc (р . 1919), латвийский режиссер, актер, народный артист СССР (1973). С 1947 в Латвийском театре драмы им. Упитcа (ныне Национальный театр Латвии) (Рига), в 1966-87 главный режиссер.