Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 238

2. Обобщенные характеристики углубляют представление об изучаемом явлении, интегрируют теоретическую модель вокруг смыслового целого.

3. Факторный анализ "сжимает" исходную разнородную информацию к группе существенных детерминант системы, что более удобно при работе с ней.

4. Метод позволяет перейти к классификации-выделению однородных относительно исследуемого свойства объектов на основе факторных весов.

Можно сделать вывод, что факторный анализ выявляет общие факторы, дает ключ к их содержательному истолкованию, оценивает их действия на отдельные показатели и на все изучаемое явление в целом, количественно выражает их значения для каждого из рассматриваемых объектов.

Главной трудностью описываемого метода является интерпретация общего фактора, не находящего явного выражения в признаках функционирования системы. Например, трудно свести такое интегральное качество личности как воспитанность к какому-либо определенному внешне фиксируемому признаку, однако именно воспитанность качественно преображает процесс ее развития, то есть выступает в роли общего фактора.

3. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ

Данные методы позволяют решать задачи, наиболее трудные в области педагогического исследования: правильной постановки проблемы, определения методологии исследования, оценки полученных результатов.

Продуктивность данного метода объясняется тем, что в качестве элемента осмысления педагогического явления выступает целостное мировоззрение эксперта, что более полно использует эвристический потенциал человека. Сам процесс интеграции разрозненных данных в целостную картину педагогического явления может осуществляться многослойно: на начальном этапе, на уровне индивидуальной оценки эксперта, впоследствии в процессе общения и выработки единой концепции явления. Эффективность экспертных методов значительно возрастает за счет рефлексивных процедур, осуществляемых в процессе исследования, когда один эксперт, знакомясь с мнениями других, корректирует свою позицию, либо находит дополнительную аргументацию в ее защиту. Сила экспертных методов не в расширении информационной базы исследования, а в правильной организации процесса оценивания и общения экспертов, в ходе которого происходит не только количественное уточнение, но и качественное обогащение представлений о процессе за счет генерации новых идей.

Страницы: 234 235 236 237 238 239 240 241 242

БЕЙКЕР (Baker) Сэмюэл Уайт (1821-93) , английский путешественник по Африке. Исследовал истоки Белого Нила. В 1869 руководитель египетской военной экспедиции в Юж. Судан.

УРЕМА (тюрк .), лиственные леса (тополь, ива, черемуха, вяз и др.) в поймах крупных рек.

ОТЕРО СИЛЬВА (Otero Silva) Мигель (1908-85) , венесуэльский писатель. Стихи, поэмы; романы "Лихорадка" (1939), "Пятеро, которые молчали" (1966), "Когда хочется плакать - не плачу" (1970), "Лопе де Агирре, князь Свободы" (1979), посвящены актуальным социальным и политическим проблемам. Международная Ленинская премия (1980).