Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 238

2. Обобщенные характеристики углубляют представление об изучаемом явлении, интегрируют теоретическую модель вокруг смыслового целого.

3. Факторный анализ "сжимает" исходную разнородную информацию к группе существенных детерминант системы, что более удобно при работе с ней.

4. Метод позволяет перейти к классификации-выделению однородных относительно исследуемого свойства объектов на основе факторных весов.

Можно сделать вывод, что факторный анализ выявляет общие факторы, дает ключ к их содержательному истолкованию, оценивает их действия на отдельные показатели и на все изучаемое явление в целом, количественно выражает их значения для каждого из рассматриваемых объектов.

Главной трудностью описываемого метода является интерпретация общего фактора, не находящего явного выражения в признаках функционирования системы. Например, трудно свести такое интегральное качество личности как воспитанность к какому-либо определенному внешне фиксируемому признаку, однако именно воспитанность качественно преображает процесс ее развития, то есть выступает в роли общего фактора.

3. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ

Данные методы позволяют решать задачи, наиболее трудные в области педагогического исследования: правильной постановки проблемы, определения методологии исследования, оценки полученных результатов.

Продуктивность данного метода объясняется тем, что в качестве элемента осмысления педагогического явления выступает целостное мировоззрение эксперта, что более полно использует эвристический потенциал человека. Сам процесс интеграции разрозненных данных в целостную картину педагогического явления может осуществляться многослойно: на начальном этапе, на уровне индивидуальной оценки эксперта, впоследствии в процессе общения и выработки единой концепции явления. Эффективность экспертных методов значительно возрастает за счет рефлексивных процедур, осуществляемых в процессе исследования, когда один эксперт, знакомясь с мнениями других, корректирует свою позицию, либо находит дополнительную аргументацию в ее защиту. Сила экспертных методов не в расширении информационной базы исследования, а в правильной организации процесса оценивания и общения экспертов, в ходе которого происходит не только количественное уточнение, но и качественное обогащение представлений о процессе за счет генерации новых идей.

Страницы: 234 235 236 237 238 239 240 241 242

ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС Всеволод Николаевич (1882-1962) , российский театровед, доктор искусствоведения, профессор. Основные труды по истории древнерусского и русского театра 18 в.

ГОТТЕНТОТСКИЕ ЯЗЫКИ , семья койсанских языков. Включает группы кхой (нама, кора, гриква), нхауру (или нарон), кве (демиса, чумакве-шуакве), чу (хиочу-вау и хаичу-вау), сандаве. Большинство готтентотских языков бесписьменные или младописьменные.

"ЗНАНИЕ" , международная научно-просветительная ассоциация. Преобразована в 1991 из одноименной общественной организации в СССР (с 1963; ранее - Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, основано в 1947). Объединяет международные, национальные и другие неправительственные организации соответствующего профиля. Местопребывание совета и исполнительного комитета - Москва.