Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 235

5.7 КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕДАГОГИКЕ

Прежде чем обсуждать конкретные методики, которые могут быть положены в основу исследования количественных характеристик интеграционных процессов, следует выяснить насколько вообще правомерен и эффективен квалиметрический подход к педагогическим явлениям подобного рода. Здесь необходимо привести ряд принципиальных трудностей существенно сужающих область его применимости, вместе с тем выработать ряд обязательных условий к данным количественным методам. Важность данной задачи объясняется взаимообусловленностью метода и содержания исследовательских процедур особенно в образовательной практике, иначе говоря, сам факт количественного измерения и способ его инструментального оформления в скрытой форме задают как направление, так и объяснительную модель интеграционных процессов в педагогике.

1. Непременным требованием к любому методу измерения, какоголибо свойства систем является точное соответствие изучаемого свойства той характеристике, которая отслеживается в данной методике (в психологосоциологических исследованиях данное требование называется валидностью). Очевидно, это условие в данном случае не может быть полностью выполнено по следующим причинам:

а) существует определенный произвол в истолковании сущности, природы, предметной отнесенности такого явления как педагогическая интеграция, стало быть, встает вопрос о целесообразности количественных измерений в условиях качественной неоднородности понимания интеграционных явлений в современной педагогической науке. Необходим предварительный диалог разных авторских позиций, парадигм, прежде чем возникнет возможность сравнения численных показателей.

б) в качестве специфических признаков педагогической интеграции нами ранее указывались много мерность, диалогичность, латентность, характеризующих организменно-целостную природу, синкретичность интеграционных процессов, что приводит к значительным трудностям в количественных определениях, так как, во-первых, может быть исследован только отдельный аспект интеграционного целого, во-вторых, он может проявляться в разнородных, нередко амбивалентных признаках объекта, в-третьих, зачастую трудно судить о его динамике, так как интегративный процесс может и не иметь наблюдаемой предметной выраженности.

2. Затруднен сам процесс формализации изучаемых явлений, так как сущность интеграционного процесса не может быть полностью адекватно воспроизведена идеализированными математическими средствами. Традиционная логика математических выражений здесь может просто "не сработать".

3. В количественном методе применяется единообразная одномасштабная шкала во всем интервале измеряемого свойства, предполагающая качественную однородность системы, между тем в этом случае остается неучтенным развитие системы, которая, согласно принципу С.Л. Рубинштейна [407] , выстраивая новые связи и отношения в каждом из них, выступает в новой качественной определенности. Новая качественная определенность требует иную количественную шкалу в определенный момент развития.

Страницы: 231 232 233 234 235 236 237 238 239

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАКОН , памятник византийского обычного права, составленный на рубеже 7-8 вв.; ценный источник для изучения ранневизантийской свободной деревни.

УИЛЛИС (Willis) Брюс (р .1955), американский киноактер. Родился в Германии в семье американского военнослужащего. Снимался в качестве главного героя телесериала "Лунный свет" (на российском телевидении - "Детективное агентство "Лунный свет", 1985-89). В большом кино дебютировал в фильме "Свидание вслепую" (1987). Снимался в фильмах: трилогии "Крепкий орешек", "Последний бойскаут", комедиях "Смерть ей к лицу" и "Гудзонский ястреб" и др. Выпустил два альбома как певец.

ЖУКОВ Николай Николаевич (1908-73) , российский график, народный художник СССР (1963), член-корреспондент АХ СССР (1949). Серии тематических рисунков: "В. И. Ленин" (с 1940), "О детях" (1943-68); иллюстрации, плакаты. Государственная премия СССР (1943, 1951).