Этнопедагогика
Этнопедагогика
Страница 8

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.

2.5. Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был ча­стью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хорово­ды наполнялись новым содержанием, вы­ражавшим новые особенности быта. На­роды, занимавшиеся охотой, животно­водством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выра­зительно передавались характер и повад­ки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве за­нимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отно­шение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных ин­струментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовы­ми аксессуарами (платок). Большое влияние на харак­тер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрываю­щее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую коорди­нацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

2.6. Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, тка­чество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художест­венное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элемен­том служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, есте­ственной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подго­товительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом ре­зультаты его индивидуальной изобрета­тельности, приводящей к выработке наи­более рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым от­бором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревян­ные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, со­храняя общую форму и об­разную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, де­коративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ФОРТОВ Владимир Евгеньевич (р . 1946), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991). Труды по изучению теплофизических свойств твердых, жидких и плазменных сред при экстремально высоких концентрациях энергии, по физике ударных, детонационных волн и плотной плазмы. Государственная премия СССР (1988).

ЛЮ ФУТУН (? - 1363) , один из руководителей "Красных войск" восстания 1351-68 в Сев. Китае. Погиб в бою.

ЧЕЛЯДЬ ,..1) в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально-зависимых людей России...2) В 18-19 вв. дворовые люди помещиков.