Этнопедагогика
Этнопедагогика
Страница 7

Основной вид музы­кального фольклора — песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мело­дии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родствен­ных вариантов, характеризующих изме­нения народной музыки в процессе её испол­нения.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

· календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масле­ничные, купальские песни);

· полевые ра­боты (покосные, жатвенные песни);

· рож­дение, свадьбу (колыбельные и свадеб­ные песни);

· смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре по­лучили лирические жанры, где на смену про­стым, коротким напевам трудовых, обря­довых, плясовых и эпических песен или инст­рументальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяж­ная песня) и инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

2.4. Народный театр

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с уст­ным народным творчеством, зародился в глу­бокой древности: в играх, сопровождав­ших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (свя­точное ряженье, свадьба и т. д.). В про­цессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, паро­дирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообра­зие форм народного кукольного театра опреде­лялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионет­ки — куклы на нитках — и др.). Народные те­атры кукол разыгрывали пьесы, переска­зывающие сказки и легенды, инсцени­ровали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные пред­ставления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизиро­ванного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и же­стов; в ходе представлений актёры непо­средственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать вто­ростепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной инте­рес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуа­ций, положений.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ЖОКЕЙ (англ . jockey), профессиональный наездник на скачках; специалист по тренингу и испытаниям верховых лошадей.

ЯКУТСКАЯ ТРАГЕДИЯ , вооруженное выступление 33 политических ссыльных в Якутске 22.3.1889 против произвола администрации. Подавлено с помощью солдат, 6 ссыльных убито, 7 ранено. 6-13 июня участников судили Якутским военным судом. Приговор: А. Л. Гаусман, Н. Л. Зотов, Л. М. Коган-Бернштейн - к смертной казни, 4 - к вечной, 16 - к различным срокам каторги.

ГАПОН Георгий Аполлонович (1870-1906) , священник, агент охранки. С 1902 связан с С. В. Зубатовым. В 1904 организовал и возглавил "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга". Инициатор петиции петербургских рабочих Николаю II, шествия к Зимнему дворцу 9.1.1905 (см. Девятое января). До октября 1905 в эмиграции. Разоблачен, повешен рабочими-дружинниками.