Этнопедагогика
Этнопедагогика
Страница 7

Основной вид музы­кального фольклора — песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мело­дии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родствен­ных вариантов, характеризующих изме­нения народной музыки в процессе её испол­нения.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

· календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масле­ничные, купальские песни);

· полевые ра­боты (покосные, жатвенные песни);

· рож­дение, свадьбу (колыбельные и свадеб­ные песни);

· смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре по­лучили лирические жанры, где на смену про­стым, коротким напевам трудовых, обря­довых, плясовых и эпических песен или инст­рументальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяж­ная песня) и инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

2.4. Народный театр

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с уст­ным народным творчеством, зародился в глу­бокой древности: в играх, сопровождав­ших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (свя­точное ряженье, свадьба и т. д.). В про­цессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, паро­дирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообра­зие форм народного кукольного театра опреде­лялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионет­ки — куклы на нитках — и др.). Народные те­атры кукол разыгрывали пьесы, переска­зывающие сказки и легенды, инсцени­ровали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные пред­ставления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизиро­ванного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и же­стов; в ходе представлений актёры непо­средственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать вто­ростепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной инте­рес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуа­ций, положений.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ТРЕТЬЯК Владислав Александрович (р . 25 апреля 1952, село Орудьево Дмитровского района Московской области), российский спортсмен (хоккей с шайбой); заслуженный мастер спорта (197..1), вратарь команды ЦСКА (1969-84) и сборной СССР (1970-84). Чемпион Олимпийских игр (1972, 1976 и 1984), мира (1970-71, 1973-75, 1978-79, 1981-83), Европы (1970, 1973-75, 1978-79, 1981-83), СССР (1970-73, 1975, 1977-84). Обладатель Кубка Канады (198..1).Спасибо ТарасовуС ранних лет бегал на лыжах, занимался легкой атлетикой и плаванием. В хоккейную школу ЦСКА его привела мать (преподаватель физкультуры), в молодости игравшая в хоккей с мячом за команду "Металлург". В школе он прошел жесткий отбор - на одно место претендовало до 20 ребят. Тренера А. В. Тарасова поразило бесстрашие, с которым мальчик бросался на летящую с огромной скоростью шайбу. В 17 лет Третьяк играл за ЦСКА на чемпионате СССР."Русское чудо"Команда с участием Третьяка выиграла 13 чемпионатов страны из 16; сборная СССР трижды победила на Олимпийских играх (1972, 1976, 1984) и 10 раз на чемпионатах мира (1970-83). После знаменитой серии матчей с канадскими профессионалами (1972) канадцы назвали его "русское чудо". Отличался удивительной интуицией, предвидением хода событий на площадке. Спокойствие и уверенность Третьяка заставляли нервничать соперников и удваивали силы партнеров. Чем труднее был матч, тем надежнее защищал ворота Третьяк.16 лет в маскеЕго преданность любимому делу была фантастической. За 16 лет спортивной карьеры (1969-84) не пропустил ни одной тренировки. Сыграл 482 матча в чемпионатах СССР и 117 матчей на чемпионатах мира и Олимпийских играх, пять раз признавался лучшим хоккеистом СССР (1974-76, 1981, 1983), трижды - лучшим хоккеистом Европы (1981-83), дважды - лучшим вратарем на чемпионатах мира (1981 и 1983). С отличием окончил Московский областной государственный институт физкультуры (1976). Способствовал популяризации хоккея с шайбой, был одним из активистов Всесоюзного клуба "Золотая шайба", проводящего соревнования среди дворовых команд. В 1975 награжден орденом "Знак Почета", в 1984 орденом Ленина.Литература:Снегирев В. И. Владислав Третьяк. М., 1978.Тарасов А. В. Настоящие мужчины хоккея. М., 1987.В. И. Линдер

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич (1906-89) , российский авиаконструктор, академик АН СССР (1976), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Под руководством Яковлева созданы многие типы самолетов: поршневые (Як-1, Як-3 и др.) и реактивные (Як-15, Як-28 и др.) истребители, реактивные пассажирские Як-40, Як-42, спортивные, учебно-тренировочные Як-18, Як-50 и др. Автор ряда книг, в т. ч. "Цель жизни" (5 издание, 1987). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977).

ФЛИКТЕНА (от греч . phlyktaina - прыщ), элемент сыпи; на коже - пузырь с вялой покрышкой и мутным содержимым, характерный для стрептодермии; в конъюнктиве и на роговице глаза - узелки (фликтенозный кератоконъюнктивит).