Этнопедагогика
Этнопедагогика
Страница 11

Поступки и деятельность людей ограничиваются определенны­ми запретами, способствующими сохранению и развитию челове­ческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не воруй", "не лжесви­детельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в число биб­лейских заповедей.

Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое ме­сто всегда отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в поэтиче­ских описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие защитники Отечества.

Следующая заповедь народной педагогики — воспитание добро­ты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждаю­щим других.

Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда вы­смеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта за­поведь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в пло­дах, а людей — в делах", "Под лежачий камень вода не течет".

Но одним из важнейших условий воспитания в народ­ной педагогике считается доброе, уважительное отношение к ребенку.

Литература:

1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.

2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 1992.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987.

4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс, 1993.

5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.

6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.

7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.: Школа-Пресс, 1996.

[1] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М: Педагогика, 1987. — с. 218.

[2] Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 1992.– с. 49.

Страницы: 7 8 9 10 11 12

БЕЙКЕР (Baker) Сэмюэл Уайт (1821-93) , английский путешественник по Африке. Исследовал истоки Белого Нила. В 1869 руководитель египетской военной экспедиции в Юж. Судан.

ЕЛИЗАВЕТИНЦЫ , условное название английских писателей, творивших в кон. 16 - нач. 17 вв., в последние 20 лет царствования королевы Елизаветы I и 1-е десятилетие царствования Якова I: Э. Спенсер, Ф. Сидни, Дж. Лили, К. Марло, Т. Нэш., Т. Кид, Б. Джонсон. Драматургия елизаветинцев нашла наиболее совершенное выражение в творчестве У. Шекспира.

ЗОРИН Леонид Генрихович (р . 1924), российский драматург. В пьесах на современные ("Варшавская мелодия", 1967; "Максим в конце тысячелетия", 1989) и исторические ("Дион", 1965; "Медная бабушка", 1975; "Граф Алексей Константинович", 1992) темы - враждебность общества личности, творчеству, любви, тенденция к интеллектуализации драмы. Роман-трилогия: "Старая рукопись" (1980), "Странник" (1984), "Злоба дня" (1992).