Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 54

3. Изучение индивидуально-психологических особенностей школьников дает основание сделать вывод о том, что процесс формирования способностей наиболее активно происходит у школьников средних классов, что связано с бурным развитием в этом возрасте процессов мышления. Ученики шестых классов в силу ряда возрастных особенностей и в силу недостаточной разработанности методики развития устной и письменной речи не всегда представляют себе те образы и картины, которые описываются в произведении, много не понимают, нередко остаются эмоционально безучастными. В результате к началу изучения систематического курса литературы многие учащиеся приходят недостаточно эмоционально и эстетически отзывчивыми, со слаборазвитым воображением и образным мышлением, что отрицательно сказывается на усвоении ими литературы во всем ее идейном и эстетическом богатстве. Таким образом, в практике школы (несмотря на преемственность программ) образуется довольно ощутимое противоречие между подготовленностью учащихся, прошедших курс литературы в средних классах, и требованиями, предъявляемыми к ним программой в старших классах. Поэтому в средних классах школы должна проводиться более целенаправленная и эффективная работа по формированию у учащихся литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.

4. Выделение особенностей языка в качестве основного материала для исследования сложнейшей проблемы литературных способностей представляется наиболее целесообразным, поскольку язык является основным орудием литературного творчества. Поскольку освещаемый вопрос касается процесса развития речи школьников, необходимо уточнить соотношение терминов "язык" и "речь" в данном конкретном случае. Речь, то есть язык как процесс, соотносится с языком в его эстетической функции как формой художественного образа. Развитие речи школьников в процессе изучения литературы связано с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно-художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Углубление художественного восприятия ведет к обогащению речи самого учащегося, его пассивного и активного словаря, способности к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов, употреблению точных языковых ассоциаций, сравнений, метафор и других художественных тропов в связной устной и письменной речи.

Страницы: 50 51 52 53 54 55 56 57 58

СМИЛАКС , род травянистых и кустарниковых лиан семейства смилаксовых. Св. 200 (по другим данным, до 350) видов, главным образом в Средиземноморье, тропических, субтропических и умеренных областях Азии и Сев. Америки; в России 2 вида, на Сев. Кавказе и Дальнем Востоке. Декоративны.

ОБРЕГОН (Obregon) Альваро (1880-1928) , президент Мексики в 1920-24, участник Мексиканской революции 1910-17. В 1928 вновь избран президентом. Убит до вступления в должность.

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) , российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М. П. Мусоргский", 1881).