Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 51

Выделение особенностей языка в качестве основного материала для исследования сложнейшей проблемы литературных способностей представляется наиболее целесообразным, поскольку язык является основным орудием литературного творчества.

Качественное своеобразие того или иного литературного таланта проявляется в определенном литературном стиле, в частности в особенностях словоупотребления.

Понять эпитет - это значит понять смысл переноса свойства одного предмета на другой. Мыслительный акт при этом состоит из отвлечения свойств двух сравниваемых предметов и объединения их в одном образе. В метафорическом эпитете мысль, выраженная в образах, дана в свернутом виде, тогда как в метафоре она более развернута, а поэтому и более доступна.

Необходимо отметить, что уровень понимания и применения изобразительных средств в прозаических текстах у большинства школьников несколько выше, чем в стихах, независимо от того, увлекаются они стихами или прозой.

Следует различать эпитеты по преимуществу картинные и по преимуществу эмоциональные. К картинным эпитетам относятся такие, в основе которых лежит картина, образ (как зрительный, так и формирующийся при посредстве других анализаторов).Например, "мохнатая ель", "лапчатые сучья", "острый морозный воздух". К эмоциональным эпитетам относят такие, в основе которых лежит оценочный момент или известное эмоциональное отношение. Например, "скучная зелень", "веселые грузди".

Выбирая тот или иной эпитет, учащиеся обнаруживали свой вкус. Одним учащимся были ближе и понятнее картинные эпитеты (например, "кудрявые грузди"), другим - эмоциональные ("веселые грузди"), третьим- определение ("последние грузди"). Но задача выполнена на высоком уровне, если школьник выбирает эпитет, а не определение.

Выделяют шесть типов решения творческих задач в зависимости от комбинации картинного, эмоционального и рассудочного компонентов, три основных и три промежуточных: 1) картинный, 2) эмоциональный, 3) рассудочный, 4) картинно-эмоциональный, 5) картинно-рассудочный, 6) рассудочно-эмоциональный.

Картинный тип решения характеризуется ярко выраженной образностью, предметностью, опорой на конкретные предметные представления, наличием сравнения разных предметов по сходству их отдельных признаков (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Для объяснений этого типа характерны краткие свернутые суждения, повторения самого эпитета, ссылки на предметные представления (виденное, слышанное).

Эмоциональный тип решения характеризуется наличием ярко выраженной эмоциональной оценки, эмоционального отношения, состояния, хотя и не всегда достаточно ясно мотивированного.

Рассудочный тип решения характеризуется отсутствием как картинности, так и эмоциональности. В основе его лежит логическое рассуждение, как правило, свернутое. Слова, которые учащиеся выбрали и подставили в текст, представляют собой чаще всего - определения. Во многих случаях эти определения не точны, оторваны от живых наблюдений.

Картинно-эмоциональный тип решения представляет собой развернутое объяснение, включающее в себя моменты картинности и оценочные моменты или моменты , выражающие известное эмоциональное отношение.

Страницы: 47 48 49 50 51 52 53 54 55

УНГУРЯНУ Иван (Ион) (р . 1935), актер, режиссер, народный артист Молдавии (1989). С 1960 актер (в 1964-71 главный режиссер) театра "Лучафэрул" (Кишинев). В 1972-76 ставил спектакли в театрах Москвы, в 1977-89 в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный театр Российской Армии). Снимался в кино.

ГАЛАЗИЙ Григорий Иванович (р . 1922), российский ботаник и гидробиолог, академик РАН (1992). Основные труды по охране и рациональному использованию природных ресурсов Байкала.

ПОНТ (греч . море), в греческой мифологии бог, олицетворявший море, порождение Геи. От союза Геи и Понта родились морской великан Тавмант, бурное море Форкис, пучина Кето, морской старец Нерей и Еврибия.