Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 53
Как показывает анализ решения творческих задач на понимание и применение эпитетов, словесно-логический компонент не противопоставлен наглядно-образному и эмоциональному компонентам и отнюдь не играет второстепенной роли в отношении литературной одаренности. Все дело в том, служит ли этот компонент формированию художественного образа или не служит.
Высокий показатель рассудочного компонента у школьников проявляется в том, что при выполнении творческой работы они сочетают метафорические (образно-синтетические) приемы речевого выражения с употреблением неметафорических эпитетов и точных определений. Именно высокий показатель рассудочного компонента (анализа и синтеза) при наличии хорошо фиксированных предметных представлений содействует пониманию и применению, а в ряде случаев и созданию метафорических приемов выразительности.
При решении литературных задач на понимание и применение метафор выявляются индивидуальные различия учащихся. Характеристика типов учащихся в зависимости от соотношения наглядно-образного (картинный тип решения), эмоционального (эмоциональный тип решения) и словесно-логического (рассудочный тип решения) компонентов психической деятельности, которую дали на применение и понимание эпитетов, в основном распространяется и на применение и понимание метафор.
Самые способные в литературном отношении учащиеся характеризуются (в пределах понимания и применения литературных средств языка) относительно высокими показателями наглядно-образного, словесно-логического и эмоционального компонентов психической деятельности.
Индивидуально-психологические особенности учащихся, выявленные в понимании и применении ими некоторых тропов, проявляются и при анализе продуктов их творчества в целом. Школьники группируются по определенным типам не только в зависимости от особенностей понимания и применения эпитетов и метафор, но и в зависимости от характерных для них проявлений живописности, эмоциональной или словесно-логической насыщенности продуктов творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы позволил нам прийти к некоторым выводам:
1. Одним из средств эстетического воспитания является привитие учащимся хорошего литературного вкуса, умения понимать и оценивать литературные произведения. Для полноценного восприятия художественных произведений необходимо, чтобы у школьников были развиты некоторые психологические качества, соответствующие специфике литературы как искусства слова. Учащиеся должны обладать и эмоциональной восприимчивостью, и образным мышлением, и творческим воображением, и легкостью словесного оформления своих мыслей и чувств, то есть определенными литературными способностями.
2. Литературные способности относят к категории специальных способностей, то есть к "системе свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности" (по Л.Д.Столяренко), в данном случае, в литературной деятельности. Ведущими свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, - яркие, наглядные образы памяти, - чувство языка, - развитие эстетических чувств. Выделяют следующие компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов.
ЗЕРНОГРАНУЛИТЫ , взрывчатые сыпучие смеси гранулированной аммиачной селитры с тротилом. Теплота взрыва 4,0-4,3 МДж/кг. Применяются в скважинных зарядах на земной поверхности и в шахтах.
ДИРИХЛЕ (Dirichlet) Петер Густав Лежен (1805-1859) , немецкий математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1837). Основные труды по аналитической теории чисел, теории функций, математической физике.
ВИНЬОЛА (Vignola) (наст . фам. Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1507-73), итальянский архитектор. Дворцы (Фарнезе в Капрароле, 1558-73), виллы (папы Юлия III в Риме, 1550-55), церкви (Иль Джезу в Риме, 1568-84) сочетают принципы архитектуры Возрождения с элементами барокко и классицизма. Теоретик архитектуры ("Правило пяти ордеров архитектуры", 1562).