Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 55

5. По данным Н.И.Жинкина, который специально исследовал вопрос овладения школьниками письменной речью, сочинения шестиклассников носят характер повествований. Это объясняется, с одной стороны, бедностью и невыразительностью их языка, с другой стороны, непониманием самого смысла художественной выразительности. Существует значительный разрыв между запасом представлений школьников и их словарным запасом. Учащиеся не всегда понимают слова в их множественных значениях. Для понимания и в особенности применения эпитетов, сравнений, метафор и т.п. требуется хорошее развитие таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, обобщение, конкретизация. Эти операции должны тренироваться на соответствующем языковом материале.

6. Анализ компонентов и структуры литературных способностей в исследовании В.П.Ягунковой показал, что дети быстрее находят слова и словосочетания, когда они представляют себе предмет или описываемую картину. Образные словосочетания, определенные словесные ассоциации предполагают ту или иную степень развития образного мышления, прежде всего поэтических представлений, которые, в свою очередь, тесно связаны с воображением. В связи с этим ставят задачу формирования: во-первых, наблюдательности как важнейшего условия самостоятельности письменной речи и как условия формирования поэтических представлений и обобщений, во-вторых, самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их использование в письменной речи как одного из условий ее эмоционально-образной выразительности, в-третьих, образного мышления и творческого воображения в работе над сочинениями творческого характера.

Итак, проанализировав полученные в ходе диагностико-формирующей работы результаты, можно считать ее цель достигнутой, то есть нам удалось сформировать у учащихся 6-х классов точную и выразительную письменную речь как компонент литературных способностей. Эффективность проведенной формирующей работы выразилась в обогащении речи учащихся, их пассивного и активного словаря, употреблении школьниками точных языковых ассоциаций, сравнений, метафор, эпитетов в письменной и устной речи, а также способности мыслить словесно-художественными образами и самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их использования в письменной речи.

Все поставленные задачи диагностико-развивающей работы были решены. Классным руководителям были переданы диагностические заключения об индивидуально-психологических особенностях литературного развития школьников и даны рекомендации. Работа вызвала интерес со стороны педагогов и учащихся. С учетом полученных результатов была внесена коррекция в учебные программы в целях повышения эффективности процесса обучения.

Страницы: 51 52 53 54 55 56 57 58 59

ЦИЛИНЬ , в китайской мифологии единорог, почитаемый как добрый и мудрый дух.

РАКЕТА (нем . Rakete), летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива (рабочего тела). Бывают неуправляемые и управляемые, изменяющие параметры траектории в полете; одно- и многоступенчатые (каждая ступень обеспечивает разгон ракеты на определенном участке, а затем отделяется). Стартовая масса от нескольких кг до нескольких тыс. т. Применяются в военном деле и космонавтике и др.

АЛЬПАК , тонкая плотная шелковая ткань с гладким матовым фоном и блестящим рисунком в виде цветов или геометрических фигур. Применяют для подкладки и как платьевую ткань.