Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 52

Картинно-рассудочный тип решения характеризуется тем, что картинность в объяснении сочетается со стремлением к максимальной точности.

Эмоционально-рассудочный тип решения характеризуется наличием более или менее развернутого суждения и эмоциональной оценки.

Школьники, как правило, действуют не одинаково: одни дают преимущественно рассудочные решения, у других ярко выражена эмоциональность, третьи опираются на конкретные образы.

При применении эпитетов одни учащиеся отдают предпочтение метафорическим эпитетам, другие предпочитают неметафорические эпитеты, а третьи пользуются главным образом определениями. Способные ученики в отличие от менее способных несравненно более широко применяют метафорические эпитеты.

Язык художественного произведения должен быть и художественным и вместе с тем точным и экономным. Образные и рассудочные моменты переплетаются в процессе литературного творчества. Применение метафорических и точных эпитетов - дело стиля и дело литературного вкуса.

Психолог В.П.Ягункова разделяет школьников на четыре группы:

1-я группа - картинно-рассудочный тип (высокие показатели картинности и рассудочности при относительно низких показателях эмоциональности).

2-я группа - рассудочный тип (высокие показатели рассудочности при относительно низких показателях картинности и особенно эмоциональности).

3-я группа - картинно-эмоционально-рассудочный тип ( высокие показатели всех трех компонентов).

4-я группа - эмоционально-рассудочный тип (высокие показатели рассудочности при относительно низких показателях картинности, но при относительно более высокой эмоциональностью).

В имевшихся до сих пор исследованиях выделение типов учащихся строилось на противопоставлении эмоционально-образного и рассудочного типов письменной речи. Н.А.Лисенкова, анализируя письменную речь школьников (по материалам их разнообразных письменных работ), установила три типа письменной речи: 1) выразительной речи с двумя подтипами - а) образно-выразительной и б) эмоционально-выразительной; 2) логически связанной речи и 3) смешенный тип. По ее данным, "у испытуемых, обладающих речью выразительного типа, очень слабо представлен компонент логической связности".

Страницы: 48 49 50 51 52 53 54 55 56

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч . enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии. Крупнейшие универсальные энциклопедические издания: "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона (Россия), "Большая советская энциклопедия" (СССР), "Британская" (Британская энциклопедия) (США и Великобритания), "Американа" (Американская энциклопедия) (США), "Большой Брокгауз" и "Энциклопедический словарь Мейера" (Германия), "Большой Ларусс" (Франция), "Эспаса" (Испания) и др.

МИКСАТ Кальман (1847-1910) , венгерский писатель. Реалистические романы "Выборы в Венгрии" (1893-97), "Странный брак" (1900) и др. содержат сатирические черты; повести, рассказы.

КНЯЗЕВА Лидия Николаевна (1925-87) , актриса, народная артистка СССР (1970). С 1948 в Московском театре юного зрителя.