Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 48

Центральным вопросом психолого-педагогического эксперимента является организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в процессе которой и в связи с которой формируются те или иные компоненты литературных способностей. Сюда относятся сочинения по собственным жизненным впечатлениям учащихся, описания, сочинения на свободную тему. В целях оживления творческой инициативы школьникам можно предложить выпускать классный рукописный литературный журнал.

Некоторые приемы формирования

компонентов литературных способностей:

1. Организация наблюдений. Словарная работа в связи с наблюдениями.

Ученики часто употребляют известные им словосочетания чисто механически, не испытывая никаких чувств, не видя за словами образов. Между тем при непосредственном восприятии литературных текстов школьники любого возраста отзываются не только на содержание того или иного произведения, но и на художественную форму, хотя часто и не осознают этого. Поэтому следует организовывать систематические наблюдения учащихся, целью которых развитие наблюдательности, формирование эмоционально-эстетического отношения, накопление поэтических представлений и соответственного им словарного запаса.

Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо - так обосновывается организация наблюдений и словарная работа в связи с наблюдениями. Наблюдать - это значит внимательно рассматривать, не просто смотреть, но и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не замечали.

По ходу наблюдения проводится словарная работа: коллективно подбираются слова и словосочетания, которыми можно было бы описать виденное.

2. Виды сочинений и их качественный анализ.

В системе письменных работ сочинения творческого характера занимают видное место. Творческие сочинения являются одним из наиболее эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти человека.

Страницы: 44 45 46 47 48 49 50 51 52

ВЕНГЕРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР , основан в 1837 в Пеште; с 1884 в новом здании в Будапеште под названием Королевский оперный театр (с 1945 современное название).

ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ , наука о методах и средствах рациональной химической переработки сырья, полуфабрикатов и промышленных отходов. Неорганическая химическая технология включает переработку минерального сырья (кроме металлических руд), получение кислот, щелочей, минеральных удобрений; органическая химическая технология - переработку нефти, угля, природного газа и др. горючих ископаемых, получение синтетических полимеров, красителей, лекарственных средств и др. Теоретические основы химической технологии - химия, физика, механика, математика (в частности, математическое моделирование). Современная химическая технология характеризуется созданием агрегатов большой единичной мощности, освоением процессов, в которых используются сверхвысокие и сверхнизкие температуры и давления, применением высокоэффективных катализаторов, получением веществ с необычными ценными свойствами (сверхчистых и сверхтвердых, жаростойких и жаропрочных и др.).

ЦУКЕРМАН Вениамин Аронович (1913-93) , российский рентгенотехник, основатель отечественной импульсной рентгенографии. Автор первых работ по рентгенографическому исследованию явлений взрыва и детонации. Создатель оригинальной рентгенотехники. Ленинская премия (1960). Государственная премия СССР (1946, 1949, 1955, 1978).