Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 46

Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения. Как правило, о врожденности способностей речь заходит всякий раз, когда методика обучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика совершенствуется, и потому круг "врожденных" способностей неизбежно все больше сужается. Так, например, экспериментально удалось выработать музыкальный слух у якобы абсолютно немузыкальных детей, то есть учащихся, по поводу которых было сделано заключение, что у них отсутствуют задатки к музыкальным способностям.

Существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной учебной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития.

Оптимально такое положение вещей, при котором школьник очень рано обнаруживает (при посредстве и помощи взрослых) устойчивые специальные интересы и развивает соответствующие способности, позволяющие ему безошибочно определить свое призвание.

Одним из средств эстетического воспитания является привитие учащимся хорошего литературного вкуса, умения понимать и ценить литературные произведения. Среди школьников, обнаруживающих склонность к литературе, часто встречаются учащиеся с повышенными способностями, легко поддающимися дальнейшему развитию. Нередко из числа этих школьников выходят впоследствии работники литературного труда. Литературный труд является одним из сложных видов человеческой деятельности и требует специальных способностей, или, как говорят, литературного таланта. Люди, обладающие литературным талантом, встречаются относительно редко. Поэтому вопрос о раннем выявлении литературно одаренных учащихся и о путях развития их литературных способностей имеет большое общественное значение. Развитие литературных способностей - это развитие способностей к экономному логически правильному изложению своих мыслей, что существенно важно для умственного развития человека и для всей его деятельности. Поэтому вопрос о развитии литературных способностей имеет не только специальное, но и общепедагогическое значение. Педагогическая работа по развитию литературных способностей требует строгого индивидуального подхода, знания индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося.

Страницы: 42 43 44 45 46 47 48 49 50

ЛЕМБЕРГС (Lehmbergs) Александрс (1921-85) , латышский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1982). В 1940-41 и с 1943 в Латвийском театре оперы и балета, с 1968 главный балетмейстер.

ЗОЛОТАЯ ОРДА , монголо-татарское государство, основано в нач. 40-х гг. 13 в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Зап. Сибирь, Сев. Хорезм, Волжская Болгария, Сев. Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с 1-й пол. 14 в. - Сарай-Берке (Н. Поволжье). В 15 в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

БОМАНУАР (Beaumanoir) Филипп де Реми (1250-96) , французский юрист, один из первых французских теоретиков права, составитель сборника обычаев средневековой Франции (т. н. кутюмы Бовуази).