Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 49

Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие письменные работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов, затертых фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития творческого воображения.

Таким образом, система творческих сочинений задумана и осуществляется в целях: 1) формирования самостоятельности при выполнении письменных работ, умения писать конкретно, на основе собственного жизненного опыта, выражать свои собственные мысли, чувства, переживания; 2) формирования начатков образного мышления и творческого воображения и в соответствии с этим образной и эмоциональной выразительной письменной речи.

Сочинения по наблюдениям. Словарная работа в связи с наблюдениями является составной частью подготовки учащихся к сочинению. Сочинение должно быть написано по своим собственным наблюдениям. Опыт наблюдения, накопление ярких представлений и работа по расширению активного словаря за счет точных и образных слов и словосочетаний неизменно сказываются в таких сочинениях. Они становятся разнообразнее, чаще встречаются оригинальные сравнения. Предложения более развернутые, появляется ритмическая связность их.

Сочинения по впечатлениям эмоционального характера. Одним из показателей самостоятельности мысли в сочинениях является наличие в них личностного отношения, оценки (эстетической, эмоциональной). Большое эмоциональное воздействие на учащихся оказывает музыка. Сочинения могут быть по мотивам музыкальных произведений. Сочинения, которые пишутся под музыку, необычны для школьников. Эмоциональное воздействие музыки на учащихся велико. Использование музыки и музыкальных образов на уроках по развитию речи не только стимулирует воображение, но и способствует актуализации слов и словесных ассоциаций, наиболее подходящих для описания.

Сочинение-сказка. Учащимся предлагается написать небольшую сказку на сюжет интересной и удачной по форме басни, например, "Петушок". Здесь нужно было усилить описательные моменты, ученики могли добавить что-либо от себя или передать сюжет по своему усмотрению.

Сочинения по картине. Наиболее легкими для учащихся являются сочинения по картинам-пейзажам. Учащиеся дополняли впечатления от картины впечатлениями из личного опыта, и это делало сочинения более живыми и разнообразными. В сочинении нужно описать содержание картины, по возможности ярко и выразительно, придумать рассказ, к которому сама картина могла бы быть иллюстрацией. При этом можно выйти за пределы той ситуации, которая изображена на картине (то есть придумать, что было и что будет). Форма сочинения во многом определяется выбором картины.

Страницы: 45 46 47 48 49 50 51 52 53

БОШКОВИЧ (Боскович) Руджер Иосип (1711-87) , физик, математик и астроном, иностранный почетный член Петербургской АН (1760). Родился в Дубровнике (Далмация), работал в Италии и Франции. В основном труде "Теория натуральной философии..." (1758) развил качественную теорию строения вещества и высказал гипотезу о зависимости характера (притяжения или отталкивания) сил взаимодействия частиц от расстояния между ними.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат . ego - я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном "я".

ЦЕРИЙ (лат . Cerium), Се, химический элемент III группы периодической системы Менделеева, атомный номер 58, атомная масса 140,12, относится к лантаноидам. Назван по малой планете Церера (открыты почти одновременно). Серый металл, плотность 6,789 г/см3, tпл 804 °С. Основные минералы - монацит и бастнезит (Ce, La...) FCO3. Главный компонент миш-металла. Присадки церия (и его сплавов с лантаном) улучшают свойства стали, чугуна, сплавов алюминия, магния и др.