Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 42

Однако интеллект не является единственной общей психической способностью и его нельзя считать единственным или наиболее существенным мерилом психической ценности человека. Интеллект не обязательно должен проявляться в подлинно творческой деятельности, предваряющей что-то новое. Основой подлинного творчества служит способность к творчеству, которая проявляется в оригинальном подходе к данной проблеме, в быстром течении и гибкости мыслей.

Л.Д. Столяренко считает, что способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими. Характерным является для задатков то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают: разные пути формирования способностей; влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Л.Д.Столяренко различает способности: 1) общие (они обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); 2) специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, - яркие, наглядные образы памяти, - чувство языка, - развитие эстетических чувств, - богатая фантазия, - глубокий интерес к психологии людей, - потребность в самовыражении.

Выделяют следующие уровни способностей: 1) репродуктивный (обеспечивает высокое уменье усваивать знания, овладевать деятельностью), 2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Страницы: 38 39 40 41 42 43 44 45 46

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК , относится к тюркским языкам (кыпчакская группа). Древняя письменность на основе арабского, современная - на основе русского алфавита.

МЕТАЛЛОФИЗИКА , изучает строение и свойства металлов и сплавов, а также условия термодинамического равновесия и характер протекания в них различных процессов (диффузии, фазовых превращений и т. д.). В металлофизике исследуются прочность, пластичность, электропроводность и др. свойства металлов и сплавов. Металлофизика тесно связана с металловедением.

ЮНГ (Янг) Эдуард (1683-1765) , английский поэт. В трактате "Мысли об оригинальном творчестве" (1759) выступил против рационалистической эстетики. Поэма "Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии" (кн. 1-9, 1972-45) - классическое произведение сентиментализма.