Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 40

Способности развиваются и проявляются в деятельности. Судить о способностях можно единственным способом - оценивать результаты деятельности. Надо, однако, иметь в виду, что одинаковых результатов можно добиться ценой неодинаковых затрат энергии, труда и усилий.

У Кати и Тани оценка по литературе - "хорошо", но Катя никогда не затрачивает на этот предмет более нескольких десятков минут, а Таня занимается гораздо дольше и к тому же берет дополнительные уроки. Можем ли мы здесь говорить об одинаковых способностях?

Способности нельзя путать со знаниями, умениями и навыками. Способности и знания, хотя и связаны между собой, но по сути все же различны. Способности благоприятствуют приобретению знаний, но сами не являются ими. Если у человека есть способности к какому-то делу, то он быстро научается ему, быстро усваивает знания и умения и достигает значительных успехов.

Говоря о способностях, часто используются слова одаренность, талант и гений. Под одаренностью понимается наследственный аспект способностей, их врожденная природа. Если мы имеем дело с особо выдающимися способностями, то говорим о таланте. Наивысшая степень развития способностей - это гениальность.

Иногда исключительные способности могут проявляться уже в раннем возрасте. Так, Моцарт удивил своей музыкальной одаренностью уже в возрасте 3-4 лет. Способных уже в раннем возрасте детей называют вундеркиндами.

Врожденной основой способностей являются так называемые задатки, которые представляют собой врожденные особенности строения мозга и органов чувств. Развитие способностей зависит как от врожденных задатков, так и от условий среды и воспитания.

Способностей существует неимоверно много - столько же, сколько и деятельностей. Существуют способности к речи, к бегу, способность к зрению, слуху, восприятию, запоминанию, математические, литературные, музыкальные способности и т.д. Были сделаны попытки классифицировать способности по определенным признакам. Оставляя в стороне физические способности, которые не принадлежат к психическим явлениям, способности по их сложности делят на единичные, специальные и общие.

Единичные способности - это такие способности, которые по своей природе настолько просты, что делить их далее на более мелкие составные части практически невозможно. Таковыми являются точность глазомера, скорость восприятия, непосредственный объем памяти, сосредоточение внимания, различение цветов и т.п. Эти способности характеризует связь с каким-то психическим процессом или состоянием: с восприятием, памятью, вниманием, воображением, мышлением.

Страницы: 36 37 38 39 40 41 42 43 44

МИНЫ МОРСКИЕ , боевое средство (морские боеприпасы) для поражения кораблей противника. Делятся на корабельные, лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные; на якорные, донные и плавающие.

ЖАМОЙДА Александр Иванович (р . 1921), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по стратиграфии, палеонтологии, региональной геологии.

ПОЖАРЕВАЦКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1718 , завершили войну Османской империи с Австрией (с 1716) и Венецией (с 1714), подписаны в г. Пожаревац (б. Пассаровиц, Сербия). Австрия получила Сев. Сербию (с Белградом), Банат, часть Валахии, Сев. Боснии и др. Венеция признала переход к Османской империи Мореи и островов Эгейского м. Австрия и Венеция получили торговые привилегии.