Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 38
Под воздействием чего могут происходить и происходят сдвиги в литературном развитии и чем определяется их содержание? Теоретическое исследование, многочисленные наблюдения практики школы и специальные опыты подсказывают предварительное решение этого вопроса, которое, конечно, нуждается еще в дальнейшей всесторонней экспериментальной проверке.
Литературное развитие продвигается вперед под воздействием трех основных сил: жизненного опыта (в том числе и читательского), и прежде всего опыта переживаний, собственно художественных впечатлений и, наконец, научно-теоретических знаний. Эти три струи объединяются в один общий поток, воздействие которого дифференцировать можно только в том случае, когда оно строго ограничено рамками управляемого учебного процесса. Сложность связей и зависимостей этих трех двигательных сил литературного развития особенно ярко проявляется в чтении.
Из тех сил, которые активно воздействуют на развитие способности мыслить словесно-художественными образами, более или менее точному изучению в эксперименте поддается взаимодействие непосредственных художественных впечатлений и теоретических, историко-литературных знаний в организованном учебном процессе. Что касается жизненного опыта, особенно опыта переживаний, и опыта широкого самостоятельного чтения, то эту характеристику учащегося приходится контролировать косвенно, с опорой на длительные наблюдения за школьниками, на данные педагогики, возрастной психологии и на появившиеся в настоящее время социологические исследования духовных и художественных интересов и вкусов учащихся.
Вопрос об адекватности, полноте и субъективном богатстве восприятия литературного произведения изучается в настоящее время с самых различных точек зрения. Здесь изучение восприятия литературного произведения включается в более широкий процесс - в процесс обучения. В изучении используется метод "срезов", однако роль этих "срезов" значительно усложняется, так как они фиксируют в данном случае не один момент (уровень актуального развития), а динамику процесса усвоения знаний и перестройку восприятия изучаемого на уроках литературного произведения. Первые "срезы" отмечают уровень до изучения произведения в классе, затем повторные "срезы" показывают продвижение, перестройку, изменения, происшедшие в восприятии под воздействием обучения. Между двумя контрольными "срезовыми" работами лежит период анализа произведения. Методическая и литературоведческая концепция этого анализа, конкретная система уроков, взаимодействие методов обучения в этой системе, по существу, определяют характер и темп продвижения учащихся.
НИОБИЙ (лат . Niobium), Nb, химический элемент V группы периодической системы, атомный номер 41, атомная масса 92,9064. Назван от имени Ниобы - дочери мифологического Тантала (близость свойств Nb и Ta). Светло-серый тугоплавкий металл, плотность 8,57 г/см3, tпл 2477 °С, температура перехода в сверхпроводящее состояние 9,28 К. Химически очень стоек. Минералы: пирохлор, колумбит, лопарит и др. Компонент химически стойких и жаростойких сталей, из которых изготовляют детали ракет, реактивных двигателей, химическую и нефтеперегонную аппаратуру. Ниобием и его сплавами покрывают тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) ядерных реакторов. Станнид Nb3Sn, германид Nb3Ge, сплавы Ниобия с Sn, Ti и Zr используют для изготовления сверхпроводящих соленоидов (Nb3Ge - сверхпроводник с температурой перехода в сверхпроводящее состояние 23,2 К).
НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ в России , общедоступные музыкальные учебные заведения. Первые открыты в Москве (1906) и Санкт-Петербурге (1908). В 1920-30-е гг. реорганизованы в государственные учебные заведения (техникумы и др.).
ЛЮМЕТ (Lumet) Сидни (р . 1924), американский актер и кинорежиссер. Выступал на сцене с 4-х лет. Работал на телевидении, с 1951 создатель т. н. "золотой эры телефильма". В 1957 дебютировал в "большом кино" фильмом "12 разгневанных мужчин". Работает в различных жанрах, объединенных глубоким социально-психологическим драматизмом ("Телесеть", 1976; "Князь города", 1981; "Вердикт", 1982; "Даниэль", 1983; "На следующее утро", 1986 и др.).