Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 38

Под воздействием чего могут происходить и происходят сдвиги в литературном развитии и чем определяется их содержание? Теоретическое исследование, многочисленные наблюдения практики школы и специальные опыты подсказывают предварительное решение этого вопроса, которое, конечно, нуждается еще в дальнейшей всесторонней экспериментальной проверке.

Литературное развитие продвигается вперед под воздействием трех основных сил: жизненного опыта (в том числе и читательского), и прежде всего опыта переживаний, собственно художественных впечатлений и, наконец, научно-теоретических знаний. Эти три струи объединяются в один общий поток, воздействие которого дифференцировать можно только в том случае, когда оно строго ограничено рамками управляемого учебного процесса. Сложность связей и зависимостей этих трех двигательных сил литературного развития особенно ярко проявляется в чтении.

Из тех сил, которые активно воздействуют на развитие способности мыслить словесно-художественными образами, более или менее точному изучению в эксперименте поддается взаимодействие непосредственных художественных впечатлений и теоретических, историко-литературных знаний в организованном учебном процессе. Что касается жизненного опыта, особенно опыта переживаний, и опыта широкого самостоятельного чтения, то эту характеристику учащегося приходится контролировать косвенно, с опорой на длительные наблюдения за школьниками, на данные педагогики, возрастной психологии и на появившиеся в настоящее время социологические исследования духовных и художественных интересов и вкусов учащихся.

Вопрос об адекватности, полноте и субъективном богатстве восприятия литературного произведения изучается в настоящее время с самых различных точек зрения. Здесь изучение восприятия литературного произведения включается в более широкий процесс - в процесс обучения. В изучении используется метод "срезов", однако роль этих "срезов" значительно усложняется, так как они фиксируют в данном случае не один момент (уровень актуального развития), а динамику процесса усвоения знаний и перестройку восприятия изучаемого на уроках литературного произведения. Первые "срезы" отмечают уровень до изучения произведения в классе, затем повторные "срезы" показывают продвижение, перестройку, изменения, происшедшие в восприятии под воздействием обучения. Между двумя контрольными "срезовыми" работами лежит период анализа произведения. Методическая и литературоведческая концепция этого анализа, конкретная система уроков, взаимодействие методов обучения в этой системе, по существу, определяют характер и темп продвижения учащихся.

Страницы: 34 35 36 37 38 39 40 41 42

ЛАЗАРЕВСКИЙ Александр Матвеевич (1834-1902) , украинский историк. Труды по истории землевладения и крепостного права на Левобережной Украине 2-й пол. 17-18 вв.

ДЕКАДЕНТСТВО (франц . decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал "Декадент", 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".

УНИТАРИИ (от лат . unitas - единство),..1) в широком смысле - то же, что антитринитарии...2) В более узком смысле - лишь антитринитарии-протестанты. Вместе с догматом о Троице отвергали церковное учение о грехопадении, таинства (в т. ч. признаваемые протестантами). Преследовались и католиками, и ортодоксальными протестантами. В 17 в. обосновались в Англии, с 1-й пол. 19 в. центр движения переместился в США.