Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 35

Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития, по мнению А.Н.Леонтьева, не могут быть однозначными. Роль внешнего и внутренного факторов в умственном развитии серьезно обсуждается психологами.

Когда речь идет о развитии общей способности всякого читающего человека мыслить словесно-художественными образами, имеется в виду не заранее заданная программа, но значительно более широкая сфера - специфика познания мира с помощью художественной литературы. Процесс формирования этой способности у школьника, научившегося читать, протекает в преодолении возрастных порогов, в прямом взаимодействии с приобретением жизненного опыта.

Способность мыслить словесно-художественными образами имеет синтетический характер, и ее формирование не может быть так строго управляемо и запрограммировано, как, например, формирование умственных действий. Развитие этой способности требует сразу вхождения в сферу художественного мышления со всей его спецификой, то есть непосредственного общения с художественной литературой в многообразии ее родов, жанров и стилей.

Взаимозависимость предмета познания (художественной литературы) и процесса художественного восприятия, подтверждаемая многочисленными наблюдениями и специальными опытами, по-своему обосновывает общий методологический вывод психологии об отношениях двух процессов - обучения и развития - как отношениях двусторонней связи.

Говоря о двусторонней связи обучения и развития в самом общем смысле, необходимо, очевидно, специально оговорить вопрос о развитии способностей и о темпе обучения (обучаемости). Н.С.Лейтес, например, высказывает точку зрения о несовпадении темпов обучения и умственного развития, подтверждаемую его многолетними наблюдениями. В исследованиях Н.С.Лейтеса иллюстрируются возрастной и личностный уровни обучаемости и умственного развития, он утверждает, что уровни умственного развития неотделимы от других особенностей возраста, придающих им известное своеобразие и накладывающих свой отпечаток и на успешность учения.

Способность мыслить словесно-художественными образами, непосредственно связанную с художественным мышлением, можно считать наиболее общей способностью, свойственной в разной степени, но необходимой каждому читающему художественную литературу человеку. Особенность ее возрастного формирования совпадают с характеристикой развития специальных способностей. Чем старше учащийся, тем выше уровень развития его способности мыслить словесно-художественными образами, реализующейся в школе по преимуществу в процессе читательского восприятия.

Однако точно дифференцировать сдвиги в собственно литературном развитии и сдвиги в обучаемости достаточно трудно, так как самостоятельность в применении знаний, их широкий перенос могут свидетельствовать как о развитии способности, так и о развитии обучаемости. Качество читательского восприятия, его концептуальность, системность, адекватность, появление новых эстетических критериев - это, как можно предполагать, показатели совершенствования и развития самой способности мыслить словесно-художественными образами. Однако развитие этой способности может проявляться и в темпах обучения, а продвижение в обучении литературе (то есть обучаемость) может свидетельствовать и о развитии собственно способности.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

ТАЛЬОНИ (Taglioni) , семья артистов балета, балетмейстеров, педагогов:..1) Филиппо (1777-187..1). Работал в театрах Италии, Германии, Австрии, в Стокгольме и Париже. Выдающийся педагог и хореограф-реформатор, создатель романтического балета. Среди постановок: "Сильфида" Ж. Шнейцхоффера (1832), "Дева Дуная" (1836), "Морской разбойник" (1840) А. Адана и др. Многие балеты были поставлены для дочери...2) Мария (1804-84), дочь Филиппо. С 1828 ведущая солистка Парижской оперы. В 1837-42 выступала в Петербурге. Гастролировала во многих городах Европы. В историю театра вошла как выдающаяся романтическая балерина, впервые использовавшая танец на пуантах как средство художественной выразительности...3) Поль (Паоло) (1808-84), сын Филиппо. Выступал в городах Европы (часто с сестрой Марией). Ставил балеты в Лондоне, Милане, в 1856-83 балетмейстер Берлинской оперы.

ЩУКИН Иван Семенович (1885-1985) , российский географ, один из создателей отечественной школы геоморфологов, заслуженный деятель науки России (1957), профессор МГУ (с 1935). Труд "Общая геоморфология" (т. 1-3, 1960-74). Составил "Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. Русско-англо-немецко-французский" (1980).

ОСТЕРМАН-ТОЛСТОЙ Александр Иванович (1770-1857) , российский генерал от инфантерии (1817), граф (1796). В Отечественную войну 1812 и заграничных походах русской армии 1813-14, командуя пехотным корпусом, отличился во многих сражениях, особенно при Бородине и Кульме.