Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 36

Изучение восприятия литературного произведения юными читателями одного возраста и одинаковой учебной подготовленностью показывает богатство и многообразие проявлений типов и уровней восприятия.

Уже по результатам восприятия как умственной деятельности можно судить о том сложном взаимодействии внешнего и внутреннего, которое проявляется в развитии школьника под воздействием обучения. Например, анализ непосредственного восприятия литературного произведения, еще не изученного в классе, дает одну картину, а восприятие того же произведения после школьного анализа, проведенного с учетом первоначального восприятия, дает иную картину. Восприятие углубляется, становится более детализированным, конкретным, оно "поднимается", если можно так сказать, на более высокую ступень, на новый уровень, оно приобретает новые качества.

Но и это, уже системное восприятие литературного произведения, несущее на себе следы анализа с применением знаний, никогда не бывает реализацией заранее заданной программы, оно продолжает оставаться субъективным, отражая таким образом специфику искусства как предмета познания и выявляя одновременно индивидуальные и типологические особенности восприятия.

"Сам характер художественного восприятия, - пишет Б.С.Мейлах, - в значительной степени зависит от свойственных тому или иному типу человеческого мышления соотношений логико-аналитических и конкретно-чувственных элементов: от примата тех или иных элементов зависит и предпочтение , отдаваемое, скажем, рационалистическим методам изображения перед субъективно-экспрессивными или наоборот".

Новый уровень восприятия свидетельствует о том, что произошли изменения в "микроплане". Но можно ли эти микроизменения (в масштабах одной или нескольких тем учебной программы) называть сдвигами в литературном развитии школьников? Качественный анализ микроизменений, проведенный в специальных опытах, свидетельствует о том, что эти изменения восприятия не являются непосредственным и прямым результатом обучения.

В литературном развитии сдвиги могут проявляться и проявляются не только в форме объективированного добавочного умения, пусть это будет даже самое сложное синтетическое умение анализировать литературное произведение в целом или один из его компонентов. Часто вместе с этим умением у юного читателя возникает новый "строй души", новая точка зрения на жизнь общества и человеческие отношения, так как он вместе с писателем, но впервые для себя делает новое художественное открытие. Так, например, не только умом, но и чувством, эмоциональной памятью и воображением постигается пушкинская ясность, лермонтовское благородное негодование, чеховская нежность и требовательность к человеку, есенинская грусть, пламенный накал чувств у Маяковского и т.д.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40

ЖЕНЕВЬЕВА (Genevieve) , Геновева (лат. Genoveva, Genovefa) (ок. 422 - ок. 500), христианская святая, покровительница Парижа. Память 3 января.

ПАКУЛЬ (Пакуле , Pakule), Эльфрида (р. 1912), певица (колоратурное сопрано), народная артистка Латвии (1947). В 1940-1941 и 1944-56 солистка Латвийского театра оперы и балета, в 1956-70 - Латвийской филармонии. Государственная премия СССР (1946).

ЧЖУ ЮАНЬЧЖАН (1328-98) , китайский император с 1368, основатель династии Мин. Из бедных крестьян. В юности был монахом. Один из главных руководителей восстания в 50-60-х гг. против монгольской династии Юань.