Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 57

8. Анализ результатов развивающей работы.

ГИПОТЕЗА РАБОТЫ

Организация системы творческих работ учащихся будет способствовать формированию точной и выразительной письменной речи в том случае, если система будет рассматриваться как деятельность учащихся, в процессе которой и в связи с которой формируются компоненты литературных способностей. При этом формирование основных компонентов литературных способностей должно быть в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Заявленная тема работы встретила заинтересованность школьного психолога, учителя литературы и классных руководителей. С их помощью был собран первичный материал, который представляет собой результаты успеваемости по основным предметам, в частности, по литературе, и общую оценку обучаемости каждого испытуемого. Анализ первичного материала выявил 17 человек с хорошей успеваемостью по литературе и выраженной тенденцией ее повышения от четверти к четверти (см. Приложение №1, таблицы 1, 2). В соответствии с задачами работы было проведено исследование некоторых компонентов литературных способностей.

Кроме основной диагностической работы, об уровне развития письменной речи у учеников мы судили по отзывам учителя литературы и по ученическим сочинениям. Также были проведены беседы с учащимися, в ходе которых выяснилось, посещают ли ученики литературно-творческие кружки, участвуют ли в литературных олимпиадах и конкурсах, выпускают ли литературные стенгазеты и журналы.

Диагностика была проведена в 2 этапа. На первом этапе применялась методика В.П.Ягунковой "Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей". Для сочинения была предложена репродукция картины К.Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку" (см. Приложение №2). При выборе картины руководствовались следующими соображениями: 1) сюжет картины прост и ясен, 2) картина эмоционально насыщена, вызывает живой интерес, таким образом, стимулирует к работе. Работа проводилась на уроке литературы. На выполнение задания было отведено 40 минут.

Перед началом работы учащимся было предложено рассмотреть репродукцию картины и дана была инструкция: написать по картине по возможности художественно связный рассказ, по которому каждый мог бы живо представить себе изображенный художником сюжет. Дав инструкцию, мы еще раз подчеркнули, что требуется написать связный рассказ по картине, а не описание самой картины. С помощью методики был обследован как экспериментальный обследуемый, так и контрольный классы.

Для дополнительных сведений была проведена анкета:

1. Фамилия, имя.

2. Любимые школьные предметы.

3. Нравятся ли тебе уроки литературы? Почему?

4. Как ты думаешь, почему в школе преподают литературу?

Страницы: 53 54 55 56 57 58 59 60 61

НИЖНЯЯ ТУРА , город (с 1949) в Российской Федерации, Свердловская обл., на р. Тура. Железнодорожная станция. 26,7 тыс. жителей (1992). ГРЭС. Машиностроительный, электроаппаратный и другие заводы. Возник в 1766.

КОШЕЛЕВ Александр Иванович (1806-83) , российский общественный деятель, славянофил. Помещик. Автор умеренно-либеральных проектов отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861. Издатель-редактор журналов "Русская беседа" и "Сельское благоустройство".

ОЛЬДЕНБУРГ , город в Германии, земля Н. Саксония. 145 тыс. жителей (1992). Машиностроение, пищевая, текстильная промышленность.