Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 61

Осень (Тютчев)

Где . . . . . . . . . . серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на . . . . . . . . . . . . . . борозде.

Авторские эпитеты: бодрый серп, праздная борозда.

Жаворонок (Жуковский)

На солнце . . . . . . . . . . . . лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок . . . . . . . . . . . . .

Авторские эпитеты: темный лес, жаворонок звонкий.

Весна (Майков)

Голубенький, . . . . . . . . . . . . .

Подснежник-цветок.

А подле сквозистый,

. . . . . . . . . . . . снежок.

Авторские эпитеты: чистый, последний.

Пейзаж (Майков)

Люблю дорожкою . . . . . . . . . .

Не зная сам куда, брести,

Двойной . . . . . . . . . . . колеею

Идешь - и нет конца пути.

Авторские эпитеты: дорожкою лесною, глубокой колеею.

К морю (Пушкин)

Прощай, . . . . . . . . . . . . стихия.

В последний раз передо мной

Ты катишь волны . . . . . . . . . .

И блещешь гордою красой.

Авторские эпитеты: свободная стихия, волны голубые.

Осинкам холодно (Пришвин)

В солнечный день на опушке елового леса собрались молодые . . . . . . . осинки густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

Авторский эпитет: разноцветные осинки.

Первый мороз ( Пришвин)

Ночь прошла под большой . . . . . . . . . . луной, и к утру лег первый мороз. Все было бело, но лужи не замерзли. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими . . . . . . узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту опушку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была . . . . . . . . . . . сверху до низу королева-сосна.

Авторские эпитеты: чистая луна, искрящиеся узоры, сверкающая королева-сосна.

Гости (Пришвин)

Еще скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза . . . . . . . . . , светло-желтые. Цапля вымахнула из . . . . . . . . . . . . . старых тростников. Землеройка пискнула в . . . . . . . . . . . листве.

Авторские эпитеты: зоркие глаза, сухих старых тростников, старой листве.

Перепелка (Пришвин)

А ночью мне приснился сон: будто я на небе; и что же? На . . . . . . . . . . . облачке сидит моя перепелочка, только тоже вся беленькая, как тот крестик. И на голове у ней маленький . . . . . . . . . . . . . венчик; и будто это ей в награду за то, что она за своих детей пострадала.

Авторские эпитеты: небольшом облачке, золотой венчик.

Страницы: 57 58 59 60 61 62 63 64 65

АКСИНИТ (от греч . axine - топор; по форме кристаллов), минерал, боросиликат, Ca2(Fe,Mn)Al2[BO3][Si4O12](OH). Красноватые, фиолетовые и др. кристаллы, друзы, массы. Твердость 6,5-7; плотность ок. 3,3 г/см3. Встречается в основном в контактово-метасоматических и гидротермических месторождениях.

АМЕТРОПИЯ (от греч . ametros - несоразмерный и ops - глаз), нарушение рефракции (преломляющей способности) глаза в форме близорукости или дальнозоркости.

ДИФФУЗИОНИЗМ , обозначение ряда направлений в этнографии и археологии нач. 20 в., объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. п.).