Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 61
Осень (Тютчев)
Где . . . . . . . . . . серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на . . . . . . . . . . . . . . борозде.
Авторские эпитеты: бодрый серп, праздная борозда.
Жаворонок (Жуковский)
На солнце . . . . . . . . . . . . лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок . . . . . . . . . . . . .
Авторские эпитеты: темный лес, жаворонок звонкий.
Весна (Майков)
Голубенький, . . . . . . . . . . . . .
Подснежник-цветок.
А подле сквозистый,
. . . . . . . . . . . . снежок.
Авторские эпитеты: чистый, последний.
Пейзаж (Майков)
Люблю дорожкою . . . . . . . . . .
Не зная сам куда, брести,
Двойной . . . . . . . . . . . колеею
Идешь - и нет конца пути.
Авторские эпитеты: дорожкою лесною, глубокой колеею.
К морю (Пушкин)
Прощай, . . . . . . . . . . . . стихия.
В последний раз передо мной
Ты катишь волны . . . . . . . . . .
И блещешь гордою красой.
Авторские эпитеты: свободная стихия, волны голубые.
Осинкам холодно (Пришвин)
В солнечный день на опушке елового леса собрались молодые . . . . . . . осинки густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.
Авторский эпитет: разноцветные осинки.
Первый мороз ( Пришвин)
Ночь прошла под большой . . . . . . . . . . луной, и к утру лег первый мороз. Все было бело, но лужи не замерзли. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими . . . . . . узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту опушку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была . . . . . . . . . . . сверху до низу королева-сосна.
Авторские эпитеты: чистая луна, искрящиеся узоры, сверкающая королева-сосна.
Гости (Пришвин)
Еще скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза . . . . . . . . . , светло-желтые. Цапля вымахнула из . . . . . . . . . . . . . старых тростников. Землеройка пискнула в . . . . . . . . . . . листве.
Авторские эпитеты: зоркие глаза, сухих старых тростников, старой листве.
Перепелка (Пришвин)
А ночью мне приснился сон: будто я на небе; и что же? На . . . . . . . . . . . облачке сидит моя перепелочка, только тоже вся беленькая, как тот крестик. И на голове у ней маленький . . . . . . . . . . . . . венчик; и будто это ей в награду за то, что она за своих детей пострадала.
Авторские эпитеты: небольшом облачке, золотой венчик.
ВИТОВТ (Витаутас) (Vytautas) (1350-1430) , великий князь Литвы (с 1392), сын Кейстута. Трижды вторгался в Московское княжество (1406-08), захватил Смоленск. Один из организаторов разгрома немецких рыцарей в Грюнвальдской битве 1410.
ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ , по российскому праву денежная сумма, выплачиваемая рабочему или служащему при увольнении по определенным основаниям (в связи с сокращением штатов, призывом на военную службу, восстановлением на работе рабочего или служащего, ранее выполнявшего эту работу, и т. д.).
ТОНЕМА , ударение как смыслоразличительная единица.