Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 62

1-я серия - на понимание метафор

Лес (по тексту Фирсова и Харченко)

1. Как хорош лес на заре ранней осенью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса.

Предложения для выбора: Земля еще впитывает росу; Земля еще пьет росу; Земле еще нужна роса.

2. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь . . . . . . . . . . . . .

Предложения для выбора: Деревья нуждаются в свете и тепле; Свет и тепло еще нужны деревьям; Деревья ловят свет и тепло.

3. Но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съежатся, опадут. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Предложения для выбора: Снег заблестит на сучьях; Заблестит серебро на сучьях; Сучья покроются снегом.

4. Узоры следов затейливо пересекут . . . . . . . . . . . . . . .

Слова для выбора: снег, снежную поляну, снежный покров.

5. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идет тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега. . . . . . . . . . . . . . . . первые подснежники. Зажурчат ручьи. Придет весна.

Слова для выбора: взойдут, появятся, пробьются.

Зимой в лесу (Паустовский)

Только ягоды и рябина еще кое-где . . . . . . . . . . . . в серебряных чащах.

Слова для выбора: виднеются, пылают, краснеют.

Русский лес (Соколов-Микитов)

1. Особенно красив и . . . . . . . . . . . . . русский лес в ранние осенние дни.

Слова для выбора: печален, грустен, весел.

2. А в лесу стало нарядно - каждое дерево и каждый кустик . . . . . . . . . . снежные шапки.

Слова для выбора: надели, приобрели, присмотрели.

Передышка (Скребицкий)

1. И так это славно бывало: кругом все поле даже блестит от солнца, а под густой березой свежо и прохладно. Над головой зеленые листья шумят, будто . . . . . . . . . . . присесть и передохнуть немножко.

Слова для выбора: зовут, предлагают, говорят.

2. Для всех береза посреди поля служит местом . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Слова для выбора: отдыха, веселья, наслаждения.

2-я серия - на применение метафор

вариант в стихах - 5 отрывков

В бору (Бунин)

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим . . . . . . . . . . . . . . . .

Авторская метафора: солнечным палатам.

Крестьяне (Дрожжин)

До света еще, с петухами

Выходят они на гумно,

И . . . . . . . . . . . . . снопы под цепями,

И . . . . . . . . . . . . . с колосьев зерно.

Авторские глаголы: стонут снопы, брызжет с колосьев.

Страницы: 58 59 60 61 62 63 64 65 66

ХАРАППА , руины одного из центров хараппской цивилизации в Пенджабе (Пакистан) (сер. 3-го - 1-я пол. 2-го тыс. до н. э.). Укрепления, дома, хозяйственные постройки из кирпича, керамики, печати и др.

ФАКЦИИ , см. в ст. Венеты и прасины.

ЦУКЕРМАН Вениамин Аронович (1913-93) , российский рентгенотехник, основатель отечественной импульсной рентгенографии. Автор первых работ по рентгенографическому исследованию явлений взрыва и детонации. Создатель оригинальной рентгенотехники. Ленинская премия (1960). Государственная премия СССР (1946, 1949, 1955, 1978).