Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 63

Перед дождем (Некрасов)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная . . . . . . . . .

Глухо . . . . . . . . . . . . темный лес.

Авторские глаголы: ель стонет, лес шепчет.

Родник (Бунин)

Кипит, играет и спешит

Крутясь . . . . . . . . . . . . . .

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

Авторская метафора: хрустальными клубами.

Топи да болота (Есенин)

Тенькает синица

Меж . . . . . . . . . . . . . . . . .

Темным елям снится

Гомон косарей.

Авторская метафора: меж лесных кудрей.

Вариант в прозе представляет собой связный текст:

Летние сумерки (Кайгородов)

. . . . . . . . . . . . . . приятные вечерние сумерки. Высокие, стройные сосны . . . . . . . . . . . . в безмолвной неподвижной тишине. На чистом безоблачном небе . . . . . . . . . . . . . . . ранние яркие звездочки. Высоко над горизонтом . . . . . . . . . . . . . . узкий золотой рог молодого, только что народившегося месяца. Ночь все больше и больше . . . . . . . . . . . . . . небо.

Пропущенные слова и словосочетания: спустились сумерки, сосны замерли, зажглись звездочки, резко обозначился золотой рог месяца, ночь обнимает небо.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Основной метод - психолого-педагогический эксперимент. Под ним понимают специально организованную учебную работу, в процессе которой осуществляется формирование литературных способностей.

В работе были использованы и другие методы:

- наблюдения за развитием способностей детей в процессе учебных и внеклассных занятий;

- беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного рода литературные упражнения и игры, обсуждение рассказов и стихов, написанных учащимися, выпуск стенгазет);

- анализ сочинений и других творческих работ.

В соответствии с целью нашей диагностико-развивающей работы, а именно: организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в процессе которой и в связи с которой формируются некоторые компоненты литературных способностей, система творческих сочинений была задумана и осуществлялась в целях: 1) формирования самостоятельности при выполнении письменных работ, умения писать конкретно, на основе своего жизненного опыта, выражать свои собственные мысли, чувства, переживания, давать свою нравственную и эмоциональную оценку фактам и явлениям; 2) формирования образного мышления и творческого воображения и в соответствии с этим образной и эмоциональной выразительности письменной речи.

Страницы: 59 60 61 62 63 64 65 66 67

ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Петрович (1810-56) , российский экономист, статистик. В статистических исследованиях показал противоречия крепостничества. Автор работы "Статистическое описание Киевской губернии" (т. 1-3, 1852).

СИГУЛДА (Sigulda) (до 1917 официальное название Зегевольд) , город (с 1928) в Латвии, на р. Гауя. Железнодорожная станция. 11,7 тыс. жителей (1991). Производство сувениров, пищевые предприятия. Центр национального парка Гауя. Санатории. Туризм. Развалины орденских замков 13 в. Известен с 1207.

БРЫЛЬ Янка (Иван Антонович) (р . 1917), белорусский писатель, народный писатель Белоруссии (1981). Повесть "В Заболотье светает" (1950), сборники рассказов "Мой край родной" (1960). "Еще раз первый снег" (1977), сборник лирических миниатюр "Горсть солнечных лучей" (1965), документальная книга "Я - из огненной деревни" (1977; совместно с А. Адамовичем и В. Колесником), очерки, книги для детей. Государственная премия СССР (1952).