Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 64
Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с содержанием, то есть в связи с собственным жизненным опытом, с накоплением представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и переживаний. Поэтому творческие сочинения являются одним из наиболее эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти человека.
Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие письменные работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов и затертых фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития творческого воображения.
Рассмотрим, как разрешались перечисленные выше задачи в процессе проведения творческих сочинений разного типа.
Сочинения по наблюдениям. Словарная работа в связи с наблюдениями за природой являлась составной частью подготовки учащихся к сочинению. Организация наблюдений учащихся за природой имела цель развития наблюдательности как важнейшего условия самостоятельности письменной речи и как условия формирования поэтических представлений, накопления поэтических представлений и соответствующего им словарного запаса, формирования самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их использование в письменной речи. Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо - так обосновывалась нами организация наблюдений и словарная работа в связи с наблюдениями. Наблюдая, учащиеся должны были подбирать точные и образные слова и словосочетания, которые можно было бы использовать в описании. Эти слова и словосочетания полагалось записывать в специальную тетрадь для наблюдений, которая должна была играть роль своеобразного литературного словарика.
О р г а н и з а ц и я и п р о ц е д у р а п р о в е д е н и я .
Учащимся дается на дом задание: 1) рассмотреть деревья (клен, березу, дуб) и различные кустарники и растения, какие они весной, что с ними происходит в это время года; причем не просто внимательно рассматривать, но и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не замечали (темы "Трава", "Цветы", "Деревья"); 2) подобрать и записать в тетрадь слова, которыми можно определить увиденное; 3) найти, какими словами описывают эти явления, предметы и образы писатели и поэты.
ОЛДРИДЖ (Aldridge) Айра Фредерик (ок . 1805-67), афроамериканский актер. В 1850-х гг. гастролировал во многих европейских странах (в т. ч. в России), покинув США и Великобританию из-за преследований расистов. Прославился исполнением шекспировских ролей (Отелло и др.).
ЕДИНОЕ , центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином.
В 19 лет дебютировал на национальных соревнованиях по легкой атлетике в Чикаго и выиграл в трех видах программы . После окончания школы в Кливленде (1933) учился в университете города Колумбус (штат Огайо). 25 мая 1935, выступая на межуниверситетских соревнованиях, установил феноменальный рекорд мира, первым в истории легкой атлетики преодолев 8-метровый рубеж (8 м 13 см).