Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 64

Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с содержанием, то есть в связи с собственным жизненным опытом, с накоплением представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и переживаний. Поэтому творческие сочинения являются одним из наиболее эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти человека.

Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие письменные работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов и затертых фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития творческого воображения.

Рассмотрим, как разрешались перечисленные выше задачи в процессе проведения творческих сочинений разного типа.

Сочинения по наблюдениям. Словарная работа в связи с наблюдениями за природой являлась составной частью подготовки учащихся к сочинению. Организация наблюдений учащихся за природой имела цель развития наблюдательности как важнейшего условия самостоятельности письменной речи и как условия формирования поэтических представлений, накопления поэтических представлений и соответствующего им словарного запаса, формирования самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их использование в письменной речи. Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо - так обосновывалась нами организация наблюдений и словарная работа в связи с наблюдениями. Наблюдая, учащиеся должны были подбирать точные и образные слова и словосочетания, которые можно было бы использовать в описании. Эти слова и словосочетания полагалось записывать в специальную тетрадь для наблюдений, которая должна была играть роль своеобразного литературного словарика.

О р г а н и з а ц и я и п р о ц е д у р а п р о в е д е н и я .

Учащимся дается на дом задание: 1) рассмотреть деревья (клен, березу, дуб) и различные кустарники и растения, какие они весной, что с ними происходит в это время года; причем не просто внимательно рассматривать, но и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не замечали (темы "Трава", "Цветы", "Деревья"); 2) подобрать и записать в тетрадь слова, которыми можно определить увиденное; 3) найти, какими словами описывают эти явления, предметы и образы писатели и поэты.

Страницы: 60 61 62 63 64 65 66 67

БУБНОВ Иван Григорьевич (1872-1919) , российский инженер. Фундаментальные труды по строительной механике корабля. Построил подводные лодки "Дельфин" и типа "Барс".

ОРЕАДЫ (от греч . horos - гора), в греческой мифологии нимфы гор. Могли называться также по горам, где они обитали, - Киферонидами, Пелиадами и т. д.

"ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ" , 1) ежемесячный иллюстрированный научно-популярный и литературный журнал, Cанкт-Петербург, 1896-1906. С 1897 - редактор-издатель В. С. Миролюбов. 2) Ежемесячный литературно-художественный, общественно-политический и научно-популярный журнал, орган "Кузницы". Издавался с сентября 1928 в Москве; в 1930 переименован в "Пролетарский авангард" (до 1932).