Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностейСтраница 66
На дом учащимся было дано задание написать сочинение на тему "Весна в городе".
Сочинения по впечатлениям эмоционального характера. Одним из показателей самостоятельности мысли в сочинениях является наличие в них личного отношения, оценки (эстетической, эмоциональной). Словарная работа в связи с наблюдениями и сочинение о природе способствовали осознанию учащимися того непосредственного эмоционального воздействия, которое оказывали на них картины природы. Мы постоянно напоминали ученикам, что недостаточно в сочинении дать эстетическую оценку ("красиво", "нравится" и т.п.), надо найти слова для более точного выражения своих впечатлений и чувств.
Большое эмоциональное воздействие на учащихся оказывает музыка.
В классе было проведено сочинение, которое писалось под музыку и по мотивам музыкальных произведений. Для этой цели были использованы "звуки природы": прибой, музыка спокойного моря. Сначала музыка просто звучала в классе. Затем учащимся сообщалось название музыкального отрывка и предлагалось при повторном прослушивании представить себе зрительно те образы (ту картину), которые передает музыка. В ходе повторного прослушивания экспериментатор делает отдельные замечания, направляя соответствующим образом восприятие учащихся, например: "Вы слышите, как шумит прибой?" или "Не правда ли, как красиво спокойное море?" Затем музыка звучит более тихо, и учащиеся, прислушиваясь к ней, должны были писать сочинение на тему "Прогулка по берегу моря".
Сочинение, которое пишется под музыку, необычно для школьников. Эмоциональное воздействие музыки на учащихся велико. Во время прослушивания музыкальной композиции в классе должна быть полная тишина.
Сочинения по картине. Наиболее легкие для учащихся это сочинения по картине-пейзажа. Имея опыт наблюдений и написания сочинений о природе, учащиеся дополняют впечатления от картины впечатлениями из личного опыта, и это делает сочинение более живым и разнообразным. Вначале с классом была проведена коллективная подготовка к сочинению по картине. Был рассмотрен пейзаж, художественные детали картины, отработан словарь, после чего учащимся было предложено написать сочинение. Давая задание, мы сообщили школьникам, что в сочинении они должны описать содержание картины, по возможности ярко и выразительно, но что хорошо было бы написать рассказ на сюжет картины, к которому сама картина могла бы быть иллюстрацией. При этом было подсказано, что можно выйти за пределы той ситуации, которая изображена на картине (то есть придумать, что было и что будет).
ТЫРНЫАУЗ , город (с 1955) в Российской Федерации, Кабардино-Балкария, в верховьях р. Баксан, в 89 км от Нальчика. 29,9 тыс. жителей (1993). Вольфрамо-молибденовый комбинат; завод низковольтной электроаппаратуры и др.
УМБРА , природный коричневый пигмент. По химическому составу близок к охре, от которой отличается высоким содержанием соединений марганца. Применяется для приготовления красок.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч . enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии. Крупнейшие универсальные энциклопедические издания: "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона (Россия), "Большая советская энциклопедия" (СССР), "Британская" (Британская энциклопедия) (США и Великобритания), "Американа" (Американская энциклопедия) (США), "Большой Брокгауз" и "Энциклопедический словарь Мейера" (Германия), "Большой Ларусс" (Франция), "Эспаса" (Испания) и др.