Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 58

5. Что больше всего тебе нравится на уроках литературы:

а) когда учитель рассказывает что-нибудь интересное о герое рассказа или писателе,

б) когда сам отвечаешь у доски или с места про какого-нибудь писателя,

в) писать сочинения на свободную тему,

г) учить стихи,

д) читать по ролям,

е) что-нибудь другое?

6. Чем бы ты хотел заниматься на уроках литературы? Может быть, ходить на экскурсии или на выставки?

7. Любишь ли ты читать? Что именно? Про кого?

8. Тебе больше нравится читать стихи или рассказы?

9. А ты хотел бы быть писателем или поэтом? Если "да", то про кого или про что ты бы писал?

10. Если бы в школе был литературный кружок, ты бы его посещал? Чем бы ты хотел там заниматься?

11. Хотел бы ты выпускать стенгазету или литературный журнал? Если "да", чему она была бы посвящена?

12. Как ты думаешь, у тебя есть способности к литературе? Почему ты так думаешь?

13. Выбери те качества, которые, по твоему мнению, есть у тебя: наблюдательность, эмоциональность, общительность, впечатлительность, начитанность, эстетическое восприятие, творческое воображение, фантазия, рассудочность, трезвый ум, эмоциональная отзывчивость.

14. Хочешь ли ты посещать творческие занятия по литературе?

На втором этапе нами была применена методика В.П.Ягунковой "Понимание и применение изобразительных средств языка школьниками". Выделение способностей языка в качестве основного предмета исследования литературных способностей нам представляется наиболее целесообразным, поскольку язык является основным орудием литературного творчества. Качественное своеобразие того или иного литературного таланта проявляется в определенном литературном стиле, в частности в особенностях словоупотребления. Мы применили систему специально подобранных кратких испытаний, которые должны были выявить индивидуально-психологические особенности словоупотребления школьников, лишь в отношении экспериментального класса для более подробного изучения литературных способностей. Методика была дана в 2-х сериях (см. Приложение №3). 1-я серия - на понимание эпитетов и метафор. 2-я серия - на их применение. Обе серии проводились в двух вариантах (первый вариант - стихи, второй - проза). Каждый из вариантов состоял из нескольких коротких отрывков из художественных произведений разных авторов. Авторы отрывков учащимся не назывались. Каждый отрывок представлял собой логически законченную мысль, выраженную образным языком, и имел заглавие. Отобранные отрывки были превращены нами в своего рода литературные задачи путем пропуска в них в одном случае - эпитета, в другом - метафоры или метафорического глагола, то есть глагола, который при подстановке его в данный контекст образует метафору. Учащиеся должны были самостоятельно заполнить эти пропуски. В 1й серии (на понимание) под каждым отрывком приводились три слова (в задании на эпитеты), или три словосочетания, или отдельные глаголы (в задании на метафоры). Испытуемые должны были выбрать наиболее подходящее для данного художественного текста слово (эпитет, глагол или словосочетание), заполнить пропуск и затем в письменной форме кратко объяснить свой выбор. Разрешалось при желании придумывать и другие слова и словосочетания. Во 2й серии (на применение) предлагались аналогичным образом подобранные тексты, но без предъявления образцов для выбора. Испытуемые должны были сами придумать слова для заполнения пропусков. Испытуемые предупреждались, что в этом случае никакого объяснения своему выбору им давать не надо. В стихах предлагалось по возможности соблюдать размер и рифму, но разрешалось и не соблюдать их в том случае, если для того или иного учащегося это покажется трудным.

Страницы: 54 55 56 57 58 59 60 61 62

АНОД (от греч . anodos - движение вверх, восхождение), электрод радио- или электротехнического прибора или устройства (напр., гальванического элемента, электронной лампы, электролитической ванны), характеризующийся тем, что движение электронов (во внешней цепи) направлено на него (к катоду).

ЕГОРОВ Владимир Евгеньевич (1878-1960) , российский художник театра и кино, народный художник России (1944). В 1906-11 художник Московского Художественного Театра ("Синяя птица", 1908), с 1915 - кино (фильмы: "Мать", 1920, "Мы из Кронштадта", 1936, "Без вины виноватые", 1945). Государственная премия СССР (1946).

БЮРОКРАТИЯ (букв . - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и ...кратия), первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах. Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления, направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.