Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 12

Оперантное поведение, считает Скиннер, - это подлинно свободное поведение, поскольку его контролирует сама лич­ность. Критерий моральности связан с системой подкрепле­ния, с одобрением или неодобрением поступков человека. Мо­ральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и моральное совершенствование человека, по его мнению, заклю­чается в умении наилучшим образом приспособиться к окру­жающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

Следуя тезису Скиннера, что современное общество долж­но опираться на «рациональное мышление», сторонники тех­нократических тенденций ориентируются на воспитание чело­века, идеал которого соответствовал бы требованиям индустри­ального общества. Процесс воспитания, развивающийся в со­ответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, Ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляе­мой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимули­ровать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального человека» - деловитость, организованность, дисциплинирован­ность, предприимчивость. Важное место в организации и осу­ществлении учебно-воспитательного процесса отводится элек­тронно-вычислительной технике.

V. Из перечня характерных признаков, определяющих сущность различных зарубежных педагогических кон­цепций, выберите те, которые отличают:

а) прагматизм;

б) неопозитивизм;

в) экзистенциализм;

г) неотомизм;

д) бихевиоризм.

1. Цель воспитания - христианская нравственность.

2. Воспитание развивается по схеме: «стимул-реакция - подкрепление».

3. Сближение воспитания с жизнью.

4. Идеал воспитания соответствует требованиям индустриального общества.

5. В основе воспитания лежат интересы ребенка.

6. Полная гуманизация системы воспитания.

7. Свобода самовыражения личности.

8. Человек есть то, что он сам из себя делает.

9. Коллектив вредит формированию личности.

10. Воспитание веры в Бога.

11. Наука бессильна определить цели воспитания.

12. Полная свобода поступков личности.

13. Воспитание очищается от идеологии, мировоззренческих идей.

14. Развитие человеческого «Я».

15. Формирование «оперантного поведения».

16. Недоверие к педагогической теории.

17. Воспитание не помогает человеку.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ЭЛЬ-ТЕНЬЕНТЕ (El Teniente) , медное месторождение в Чили. Разрабатывается с 1904. По происхождению гидротермальное медно-порфировое с молибденом. Подтвержденные запасы 26 млн. т со средним содержанием Cu в руде 1,04%, Мо 0,024%.

ЯЗЫК , в анатомии - у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. Участвует в захвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). На языке расположены вкусовые рецепторы.

ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА в России , 1) средние учебные заведения (с 7-летним сроком обучения, 1858) Ведомства учреждений императрицы Марии; в 1862 переименованы в мариинские женские гимназии; существовали до 1917; 2) с 80-х гг. 19 в. начальные учебные заведения повышенного типа (с 4-годичным курсом) того же ведомства; 3) учебные заведения Министерства народного просвещения (с 1858) с 6-годичным (1-й разряд) и 3-годичным (2-й разряд) курсом; в 1870 реорганизованы: первые - в женские гимназии, вторые - в женские прогимназии.