Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 8

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на­правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От­сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция - великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши­бочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования че­ловека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я». Извест­ный французский экзистенциалист Г. Марсель без обиняков заявляет: «Было бы нелепостью думать, что воспитание масс возможно. Только индивид, точнее говоря, личность поддается воспитанию. Вне этого остается место лишь для дрессировки».

Виднейшие представители современной экзистенциалист­ской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсозна­ние: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы. «Воспита­тель, - пишет западногерманский педагог-экзистенциалист Э. Шпрангер, - подводит молодого человека не к какому-либо делу, не к успеху в жизни, не к политической партии, а, если можно так сказать, к самому себе, т. е. к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таинственные и священные голоса1». Здесь ясно обнаруживается еще один под­текст экзистенциалистской педагогики - религиозный.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ХРИПЫ , патологические дыхательные шумы, определяемые обычно при аускультации легких, главным образом при воспалительных изменениях в органах дыхания и скоплении мокроты; диагностический признак бронхита, пневмонии и др. заболеваний.

МЮРАТ (Murat) Иоахим (1767-1815) , сподвижник Наполеона I и его зять (с 1800), маршал Франции (1804), король Неаполитанский (с 1808). Участник всех наполеоновских войн.

АКСАЙ , город (с 1957) в Российской Федерации, Ростовская обл., на р. Дон. Железнодорожная станция. 33,6 тыс. жителей (1991). Химическая, стекольная, консервная промышленность.