Экспериментальная педагогика Экспериментальная педагогикаСтраница 8
Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция - великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безошибочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования человека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.
По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я». Известный французский экзистенциалист Г. Марсель без обиняков заявляет: «Было бы нелепостью думать, что воспитание масс возможно. Только индивид, точнее говоря, личность поддается воспитанию. Вне этого остается место лишь для дрессировки».
Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы. «Воспитатель, - пишет западногерманский педагог-экзистенциалист Э. Шпрангер, - подводит молодого человека не к какому-либо делу, не к успеху в жизни, не к политической партии, а, если можно так сказать, к самому себе, т. е. к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таинственные и священные голоса1». Здесь ясно обнаруживается еще один подтекст экзистенциалистской педагогики - религиозный.
ГОЭЛРО план , разработан в 1920 Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО). Был рассчитан на 10-15 лет. Предусматривал коренную реконструкцию народного хозяйства на базе электрификации (строительство крупных предприятий, сооружение 30 районных электростанций, в т. ч. 10 гидроэлектростанций, общей мощностью 1,75 млн. кВт и годовой выработкой 8,8 млрд. кВт·ч). План был в основном выполнен к 1931.
ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД , северо-западный проход Корейского прол., между о-вами Цусима и п-овом Корея. Ширина 52 км. Глубина 56-184 м, в узком желобе до 230 м. Крупный порт - Пусан.
МОРДОВЦЕВ Даниил Лукич (1830-1905) , русский и украинский писатель, историк. В 1850-70-е гг. сотрудничал в демократической печати. Романы ("Великий раскол", "Соловецкое сидение", оба - 1880; "За чьи грехи?", 1890), повести из истории России 17-19 вв., описания путешествий. Труды по истории народных движений, самозванства.