Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 8

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на­правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От­сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция - великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши­бочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования че­ловека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я». Извест­ный французский экзистенциалист Г. Марсель без обиняков заявляет: «Было бы нелепостью думать, что воспитание масс возможно. Только индивид, точнее говоря, личность поддается воспитанию. Вне этого остается место лишь для дрессировки».

Виднейшие представители современной экзистенциалист­ской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсозна­ние: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы. «Воспита­тель, - пишет западногерманский педагог-экзистенциалист Э. Шпрангер, - подводит молодого человека не к какому-либо делу, не к успеху в жизни, не к политической партии, а, если можно так сказать, к самому себе, т. е. к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таинственные и священные голоса1». Здесь ясно обнаруживается еще один под­текст экзистенциалистской педагогики - религиозный.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ЦЕЛЬСИЯ ШКАЛА , температурная шкала, в которой 1 градус (1 °С) равен 1/100 разности температур кипения воды и таяния льда при атмосферном давлении, точка таяния льда принята за 0 °С, кипения воды - за 100 °С. Предложена в 1742 А. Цельсием.

ИННОКЕНТИЙ I (Innocentius) (ум . 417), святой, папа Римский с 401. Считал, что римский епископ должен занимать первенствующее положение в церковных делах как на Западе, так и на Востоке. Встал на сторону святого Иоанна Златоуста, низложенного императрицей Евдоксией в Константинополе, требуя созыва вселенского собора. Поддерживал святого Августина в его борьбе с донатизмом и пелагианством, которые в 417 осудил как ересь. Память в Католической церкви 28 июля.

ДЖУГАРА , однолетнее травянистое растение рода сорго семейства злаков. Продовольственная (крупа, мука) и кормовая (сено, силос) культура. Наиболее посевная площадь в Индии, Иране, Афганистане.