Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 8

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой на­правлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. От­сюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция - великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безоши­бочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования че­ловека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

По мнению экзистенциалистов, самобытности личности особенно вредит коллектив, который превращает человека в «стадное животное», нивелирует и подавляет его «Я». Извест­ный французский экзистенциалист Г. Марсель без обиняков заявляет: «Было бы нелепостью думать, что воспитание масс возможно. Только индивид, точнее говоря, личность поддается воспитанию. Вне этого остается место лишь для дрессировки».

Виднейшие представители современной экзистенциалист­ской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Боль-нов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсозна­ние: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы. «Воспита­тель, - пишет западногерманский педагог-экзистенциалист Э. Шпрангер, - подводит молодого человека не к какому-либо делу, не к успеху в жизни, не к политической партии, а, если можно так сказать, к самому себе, т. е. к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таинственные и священные голоса1». Здесь ясно обнаруживается еще один под­текст экзистенциалистской педагогики - религиозный.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ШТОЛЬЦ (Stoltz) Эрик (р . 1961), американский киноактер. Дебютировал в 1982 в главной роли в фильме П. Богдановича "Маска". Обладает даром передавать подтекст с помощью скупых деталей и жестов. В 1990-е гг. стал известен как один из членов т. н. "клана Тарантино", снимался в его фильме "Криминальное чтиво" (1994), фильме Р. Эйвери "Убить Зои" (1994) и др.

ДУРА-ЕВРОПОС , город (ок. 300 до н. э. - 256 н. э.) на р. Евфрат (Ирак). Цитадель, агора, остатки дворца, храмов, терм, росписи, скульптура, мозаики и др.

НЕОФИТ (от греч . neophytos - новообращенный), 1) новый приверженец какой-либо религии. 2) Новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо.