Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 11

Таким образом, главная идея необихевиоризма примени­тельно к воспитанию заключается в том, что человеческое по­ведение - управляемый процесс. Оно обусловлено применяе­мыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь за­данного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. Будучи психологом-экс­периментатором, Б.Ф. Скиннер достиг выдающихся успехов в дрессировке животных. Анализ привел его к убеждению, что выработка заданного поведения у людей должна идти тем же путем. При этом нет необходимости признавать наличие «ра­зумности», «умственных способностей», «понимания», необяза­тельно даже предполагать, что «мотивация» представляет собой какую-то внутреннюю силу и становится поэтому обязатель­ным условием для воспитания и обучения. Достаточно придер­живаться схемы «стимул - реакция - подкрепление» и прин­ципов «оперантного обусловливания», чтобы в заданные сроки и с заданной силой сформировать требуемое поведение. Скин-нер считает анахронизмом «донаучные», как он их называет, взгляды на воспитание, согласно которым поведение человека обусловлено желаниями, характером, дарованиями. Это химе­ры, не имеющие реальной силы. Значение имеют лишь дейст­вия - ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения требуемого поведения регулируется факторами подкрепления - положительного или отрицательного, обеспе­чивающего повторяемость действий. Вне системы подкрепле­ния, считает Скиннер, люди вообще ничего не делают или де­лают очень мало. Говоря о молодежи, он утверждает, что она стремится к знаниям не как к орудию преобразования мира, а для того, чтобы добиться карьеры. Подкрепляя это стремление, можно достичь нужного поведения. Положительные факторы подкрепления, заключает Скиннер, вызывают «активное учас­тие человека в жизни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым». Отрицательные факторы подкрепления выявляют наличие условий, которых человек старается избежать, что также сказывается на формировании типа поведения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ЖЕРСОН (Gerson) (наст . имя Жан Шарлье) (1363-1429), французский богослов и церковный деятель, канцлер Парижского университета (с 1395). Содействовал прекращению т. н. раскола Западной церкви; по его инициативе на Констанцском соборе 1415 был сформулирован принцип верховенства вселенского собора над папой. Трактаты по мистическому богословию.

НАГОРНЫЕ ТЕРРАСЫ (гольцовые террасы) , террасовидные площадки на склонах гор выше границы леса, обусловленные морозным выветриванием и солифлюкцией.

ДЖЭКСОН Эндрю (1767-1845) , 7-й президент США (1829-37), один из основателей Демократической партии (1828).