Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 9

Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма свое­образную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обрести устойчивую «внут­реннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя. Правила педагогической деятельности простые: меньше наставлений, больше дружеского участия; протяни руку помощи тем, кто ищет духовную опору в жизни; предоставь каждому право идти своим путем, в меру отпущенных ему природой спо­собностей; не упускай случая «вызвать очищающий бунт против самого себя»; посрамляй этикой логику и т. п.

Неотомизм - религиозное философское учение, получив­шее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Средневековый схоласт про­славляется как апостол прошлого и пророк будущего, а рели­гия - как вечная и главная философия, направляющая челове­ческое бытие и воспитание. Неотомисты признают существова­ние объективной реальности, но ставят эту реальность в зави­симость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология - высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего че­ловека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, при­ближающей человека к высшему проявлению его разума. В об­ласти воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных есте­ственных явлений, религии - духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Развернутое изложение педагогической концепции совре­менного неотомизма дал известный французский философ, признанный глава неотомизма Ж. Маритен. Видные представи­тели католической педагогики - У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р. Ливигстон (Англия), Е. Жильсон (Франция). Основ­ные положения педагогики неотомизма определяются «двой­ственной природой» человека. Человек - единство материи и духа, а поэтому он одновременно и индивид, и личность. Как индивид человек - материальное, телесное существо, подчиненное всем законам природы и общества. Как личность он обладает бессмертной душой - органом «сверхсуществования». Как личность человек возвышается над всем земным и подчи­нен только Богу. Наука бессильна определить цели воспита­ния. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности человека, смысле его жизни. Глав­ное - душа, следовательно, воспитание должно непременно строиться на приоритете духовного начала.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове­ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу не­сущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах - погоне за наживой и голой утилитарности, - беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское на­правление, ибо конечная цель этого бреда - помешать челове­ку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христиан­ской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель - христианское усовер­шенствование человека на земле. Дальняя - забота о его жиз­ни в потустороннем мире, спасении души.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ФЕДОРОВ Евгений Петрович (1911-93) , дважды Герой Советского Союза (1940, 1945), генерал-майор авиации (1957). В советско-финляндскую войну в дальнебомбардировочной авиации; 24 боевых вылета. В Великую Отечественную войну в дальнебомбардировочной авиации, заместитель командира дивизии; 178 боевых вылетов.

ЖАТКА , машина для скашивания сельскохозяйственных культур и транспортировки скошенной массы к рабочим органам (в комбайне) или укладки ее в валки или в расстил на поле (при раздельной уборке). Основные рабочие органы - режущий или теребильный аппарат, мотовило, транспортер. Жатка для раздельной уборки агрегатируется с тракторами, самоходными комбайнами или самоходными шасси. Применяются также самоходные валковые жатки.

РОЗИТТЕН , официальное название г. Резекне в Латвии до 1893.