Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 13

18. Главное - развитие чувств, интуиции, настроений.

19. Достижение цели воспитания путем практической дея­тельности.

20. Воспитание души.

21. Развитие активности и самостоятельности.

22. Задача воспитания - воспитание рационально мысля­щего человека.

23. Сциентизм.

24. Сохранение самобытности.

Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характери­зовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, запад­ная педагогика придерживается курса умеренности, практич­ности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике раз­витых стран? Судя по обилию теоретико-философских плат­форм, они не могут совпадать между собой. Каждая педагоги­ческая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим до­казать необходимость прагматического воспитания и предло­жить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населе­ния цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно - сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя пред­видеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и мно­гогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа обще­ства без революционных преобразований. «Школа может со­здать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы

осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепен­но изменили бы характер взрослого общества».

Не противоречат ли эти положения основной методологи­ческой установке Дьюи о природной, генетической уникаль­ности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка - исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появля­ется на свет».

Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания - подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие прак­тического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего раз­вития опыта. «Воспитание - это рост, - пишет Д. Дьюи, - и оно не подчинено никакой внешней цели. Оно - сама цель».

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

МОЛДОБАСАНОВ Калый (р . 1929), киргизский композитор и дирижер, народный артист СССР (1979), Герой Социалистического Труда (1991). В 1966-73 главный дирижер Киргизского театра оперы и балета. Балет "Куйручук" (совместно с Г. Г. Окуневым, 1958), "Сказ о Манкурте" (1985), балет-оратория "Материнское поле" (1975), инструментальная и вокальная музыка. Профессор Киргизского института искусств (с 1983). Государственная премия СССР (1976).

ДРИГАЛЬСКОГО ОСТРОВ , ледяной остров в Антарктике, в средней части моря Дейвиса. 204 км2. Высота до 327 м. Открыт в 1912 австралийской экспедицией Д. Моусона.

ЯНСОН (Jansson) Туве Марика (р . 1914), финская писательница и художница. Пишет на шведском языке. Цикл повестей для детей о сказочной стране фантастических существ Муми-троллей: "Маленькие тролли и большое наводнение" (1945), "Муми-тролль в погоне за кометой" (1946), "Шляпа волшебника" (1948), "Опасное лето" (1954), "Поздней осенью в ноябре" (1970) и др. Автобиографическая повесть "Дочь скульптора" (1968), повести "Летняя книга" (1972), "Каменное поле" (1984) и др. Роман "Город солнца" (1978). Рассказы, новеллы. Иллюстрации к собственным книгам, а также к произведениям Л. Кэрролла, Дж. Р. Толкьена. Международная золотая медаль им. Х. К. Андерсена (1966).