Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 13

18. Главное - развитие чувств, интуиции, настроений.

19. Достижение цели воспитания путем практической дея­тельности.

20. Воспитание души.

21. Развитие активности и самостоятельности.

22. Задача воспитания - воспитание рационально мысля­щего человека.

23. Сциентизм.

24. Сохранение самобытности.

Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характери­зовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, запад­ная педагогика придерживается курса умеренности, практич­ности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике раз­витых стран? Судя по обилию теоретико-философских плат­форм, они не могут совпадать между собой. Каждая педагоги­ческая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим до­казать необходимость прагматического воспитания и предло­жить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населе­ния цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно - сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя пред­видеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и мно­гогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа обще­ства без революционных преобразований. «Школа может со­здать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы

осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепен­но изменили бы характер взрослого общества».

Не противоречат ли эти положения основной методологи­ческой установке Дьюи о природной, генетической уникаль­ности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка - исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появля­ется на свет».

Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания - подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие прак­тического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего раз­вития опыта. «Воспитание - это рост, - пишет Д. Дьюи, - и оно не подчинено никакой внешней цели. Оно - сама цель».

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

НЕКРОЗ (от греч . nekrosis - омертвение), омертвение ткани под влиянием нарушения кровообращения (см. Инфаркт), химического или термического воздействия (ожог, отморожение), травмы и др. Зона некроза окружается демаркацией, отторгается или подвергается гнойному расплавлению; на месте дефекта ткани образуется рубец.

КРЫСТАНОВ Любомир (1908-77) , болгарский геофизик, академик (1960) и президент (1962-68) Болгарской АН, иностранный член АН СССР (1966). Труды по физике атмосферы и динамической метеорологии.

ГОТТЕНТОТСКИЕ ЯЗЫКИ , семья койсанских языков. Включает группы кхой (нама, кора, гриква), нхауру (или нарон), кве (демиса, чумакве-шуакве), чу (хиочу-вау и хаичу-вау), сандаве. Большинство готтентотских языков бесписьменные или младописьменные.