Экспериментальная педагогика Экспериментальная педагогикаСтраница 13
18. Главное - развитие чувств, интуиции, настроений.
19. Достижение цели воспитания путем практической деятельности.
20. Воспитание души.
21. Развитие активности и самостоятельности.
22. Задача воспитания - воспитание рационально мыслящего человека.
23. Сциентизм.
24. Сохранение самобытности.
Цели воспитания в зарубежной педагогике
В отличие от отечественной педагогики, всегда характеризовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.
Какие же цели выдвигаются в современной педагогике развитых стран? Судя по обилию теоретико-философских платформ, они не могут совпадать между собой. Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение этого вопроса.
Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет их готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно - сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя предвидеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и многогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.
Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы
осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества».
Не противоречат ли эти положения основной методологической установке Дьюи о природной, генетической уникальности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка - исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет».
Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания - подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие практического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего развития опыта. «Воспитание - это рост, - пишет Д. Дьюи, - и оно не подчинено никакой внешней цели. Оно - сама цель».
"ВИКТОРИАНЦЫ" ("Victorians") , условное название деятелей английской культуры в годы царствования королевы Виктории (1837-1901).
ПАРФЯНСКИЙ ЯЗЫК , язык парфян в период от нач. 1-го тыс. до н. э. до 5-6 вв. н. э. Относится к индоевропейской семье языков (иранская группа). Древнейшие памятники - 1 в. до н. э. Ассимилирован персидским языком при Сасанидах (5-6 вв.).
ХАРЬКОВ , город на Украине, центр Харьковской обл. Железнодорожный узел. 1 623 тыс. жителей (1991). Машиностроение, в т. ч. энергетическое машиностроение и электротехническая промышленность (производственные объединения: "Турбоатом", "Электротяжмаш", "Укрэлектромаш" и др.; заводы: электромеханический, "Южкабель"и др.), тракторное, (производственные объединения "Харьковский тракторный завод"и др.), сельскохозяйственное и транспортное (моторостроительное производственное объединение "Серп и молот"; авиационная промышленность и др.) машиностроение, станко- и приборостроение, радиоэлектронная промышленность и др. Химическая и химико-фармацевтическая, пищевкусовая, легкая (текстильная, обувная, кожевенная, меховая и др.) промышленность. Метрополитен (с 1975). 21 вуз (в т. ч. 3 университета). 6 театров (в т. ч. Театр оперы и балета). Музеи: исторический, художественный, естествознания. Основан в сер. 17 в. как крепость. В 1919-34 столица Украинской ССР. Покровский (17 в.) и Успенский (18 в.) соборы; бывший Екатерининский дворец (18 в.), провиантские склады (18 в.).