Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 14

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, на­правленной на достижение своих жизненных целей. Эта уста­новка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивиду­альных качеств поведения личности. Хорошая цель - та, кото­рая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с ттребованиями извне и заключает в себе предпосылки для кон­струирования тех поведенческих установок, которые соответ­ствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей вос­питания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повсе­дневные проблемы, а главное - указывает, как лучше приспо­собиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, - вот наша главная задача» (П. Херст). «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой по­знания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать зна­ния, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей . воспитание учит человека, как жить». «Вос­питание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полез­ные дела» (М. Уорнок). «Главная цель образования, - пишет известный американский педагог Р.Финли, - готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выво­ду, что генеральную цель воспитания прагматическая педагоги­ка видит в самоутверждении личности.

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании ин­теллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманско­го педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направле­ние на развитие познавательно-ценностной ориентации (сongnitive-developmental value educution) личности. Находясь в значи­тельной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволя­ющей анализировать, объяснять и принимать решения по важ­ным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача - развивать у каждого способность к самостоятельным суждени­ям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманиста­ми, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р.Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль ис­тины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

ИТУРУП , самый крупный по площади (6725 км2) остров в группе Курильских о-вов (Российская Федерация, Сахалинская обл.). Вулканический массив (высота до 1634 м). Заросли бамбука, елово-пихтовые леса, стланик. На Итурупе - г. Курильск.

ЕГЕРЕВ Виктор Сергеевич (р . 1923), российский архитектор, народный архитектор СССР (1988). Основные работы (с коллективом авторов): станция метрополитена "Краснопресненская" (1952-53), Дворец пионеров и школьников (1959-62), Музыкальное училище им. Гнесиных (1970-1976), здание Телеграфного Агентства Советского Союза (1965-67) - все в Москве; посольства СССР в Чехословакии (в Праге, 1950-55) и Нигерии (в Лагосе, 1966-68).

НЭЦКЭ , распространенные в японском искусстве кон. 17-19 вв. произведения миниатюрной пластики из дерева, слоновой кости или металла. С помощью нэцкэ (обычно фигурка со сквозным отверстием) к поясу кимоно прикреплялись трубка, кисет и т. д.