Экспериментальная педагогика Экспериментальная педагогикаСтраница 15
Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Воспитание - это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать . Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование - это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть процесс формирования его самого», - пишет один из представителей экзистенциалистской концепции воспитания - К. Коулд.
Основное внимание в экзистенциалистских концепциях воспитания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий человека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать моральный выбор, обосновать его - одна из центральных задач научной методологии воспитания.
В 50-60-х годах в европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания, среди которых видное место занимают взгляды немецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания. Основу для Нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов усматривает в простых нормах нравственности, которые остаются неизменными, как бы ни различались между собой этические системы. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели - доверие, надежда, благодарность, - заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм нравственности, также формируемых воспитанием, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, благоговение, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ему помочь, терпимость к его слабостям и несовершенствам. Педагогика неотомизма, как мы уже знаем, выступает за формирование богобоязненной личности. Согласно учению педагогов-неотомистов, необходимо проявлять заботу об обеих сторонах человека - теле и душе, но главное - душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Только опираясь на христианскую этику, можно воспитать в ребенке истинные добродетели, сделать людей нравственными, убедить их, что существуют ценности, превышающие материальное благополучие. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь - вечный, неизменный и наиболее устойчивый социальный институт.
Чтобы человек мог состояться как личность, процесс его обучения должен быть органично связан с нравственным воспитанием, с формированием у молодого поколения таких моральных качеств, которые помогали бы занять достойное место в обществе, самостоятельно делать моральный выбор, определять линию поведения, свою жизненную позицию.
Своеобразные пути решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. В качестве главной цели воспитания они выдвигают задачу формирования «управляемого индивида». Управляемый индивид - это хороший гражданин, «процветающий и поддерживающий систему, принимающий права и обязанности демократического общества патриот своей общины, штата, государства, мира». Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда. Учебные заведения должны строго следить за соблюдением принятого распорядка работы, воспитывать привычку к упорному труду, к решению сложных задач, чтобы «каждый смог в будущем соответствовать занимаемому в обществе месту». Воспитание в технократическом обществе уподобляется социальному механизму, с помощью которого в учебных заведениях внедряются в практику представления об идеале личности индустриального и постиндустриального общества.
УСЫНОВЛЕНИЕ , принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми. По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей в их интересах. Усыновление производится постановлением главы районной, городской администрации по месту жительства (нахождения) усыновляемого либо по месту жительства усыновителя по его просьбе и с его участием. Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами закон ограничивает определенными условиями. Постановление об усыновлении подлежит обязательной регистрации в органах Записи актов гражданского состояния.
ЗАДАР (Zadar) , город в Хорватии, порт на Адриатическом м. 76 тыс. жителей (1991). Международный аэропорт. Машиностроение, пищевкусовая, текстильная промышленность. Курорт. Археологический музей, Художественная галерея. Остатки римского форума и триумфальных арок. Церковь-ротонда св. Доната (нач. 9 в.). Романские базилики (св. Стошия, 12-13 вв.; св. Кршевана, 12 в.), крепостные ворота "Порта Терраферма" в стиле ренессанса (16 в.).
ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934) , российский педагог. Организатор первых клубов для детей рабочих на одной из окраин Москвы (1905), детской трудовой колонии "Бодрая жизнь" в Калужской губ. (1911) и Первой опытной станции по народному образованию (1919). Труды по проблемам школы, формированию детского коллектива и др.