Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 19

К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:

1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их ус­воения.

2. Основные элементы - уроки и экзамены. Урок - до­минирующая форма, а экзамен определяет уровень приори­тетных знаний.

3. Учитель является руководителем, обучаемый - подчи­ненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.

4. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как дик­татор, но всегда в центре.

5. Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.

6. Учитель верит, что обучаемым лучше всего руково­дить, держа его периодически или постоянно в чувстве стра­ха. Теперь нет такого количества физических наказаний, как раньше, но публичная критика, высмеивание и постоянный страх перед повторением ошибки действуют намного силь­нее. Этот страх возрастает по мере продвижения по сту­пенькам образования, потому что обучаемый теряет всегда больше.

7. Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учите­лей. Учитель также не имеет права голоса.

8. В школе место не для личности, а для интеллекта.

Вместо традиционной модели образования К. Роджерс (1983) предложил новую - РСА (Person Centered Approach - концентрация на личности). Модель содержит девять основ­ных положений:

1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно ува­жения к себе и воспитанникам, чтобы понять - они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя. Если это условие вы­полняется, то становятся возможными другие аспекты мо­дели РСА.

2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.

3. Учитель руководствуется собственным опытом.

4. Обучаемый выстраивает и развивает свою собствен­ную программу самостоятельно или совместно с другими Он выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора

5. В классе постепенно создается климат, облегчающий учение. Вначале им руководит фацилитатор. Со временем обучаемые создают его и поддерживают сами. Взаимообу­чение становится доминирующим.

6. Все направлено на поддержание постоянного учебно-воспитательного процесса. Содержание обучения, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21

ВЕСЕЛОВСКИЙ Степан Борисович (1876-1952) , российский историк, академик АН СССР (1946). Труды по социально-экономической истории России 14-17 вв., источниковедению, вспомогательным историческим дисциплинам.

ЧАВЧАВАДЗЕ Александр Гарсеванович (1786-1846) , грузинский поэт. Зачинатель романтизма в грузинской поэзии. Основная тема творчества - исторические судьбы Грузии (стихотворение "Озеро Гокча", 1841, "Кавказ", опубликовано в 1852). Мастер любовной лирики.

КОНТИНЕНТ , то же, что материк.