Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 16

Инновационная педагогика

Это пока неофициальное название. Но специалисты все­го мира единодушны в критике традиционной педагогики. Всерьез говорится о зарождающейся новой науке, основной задачей которой является изменение господствующей тео­рии и реорганизация всей учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований.

Инновационная педагогика (так мы ее условно назовем) требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma - образец, эталон) - господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практичес­ких проблем. По мнению инноваторов, классическая педаго­гическая теория безнадежно устарела, строить на ней вос­питание нынешних поколений в новых условиях нельзя.

Особенно отстала советская педагогика, идеи которой продолжают питать отечественную систему образования и воспитания. Даже по-новому «причесанные» методические схемы не позволяют пока по-настоящему реформировать практику, поскольку неизменными остаются их методологи­ческие основы.

Жизнь нескольких поколений российских школьников и учителей пришлась на период ожесточенной борьбы меж­ду идеалистической и социалистической педагогиками. Пер­вую - дискредитировали и погубили, вторую - до конца не осмыслили и не достроили. Теперь на распутье. С новой си­лой вспыхнули споры - к какому берегу пристать? На какой теории воспитывать подрастающую Россию?

Если возвращаться в русло мирового развития педагоги­ческой мысли, то следует возродить методологическую ос­нову классической педагогики - принцип природосообразности Я.А. Коменского. Советская педагогика объявила его «идеалистическим» и заменила маловразумительным тре­бованием учета возрастных особенностей школьников. Из-за обилия идеологических догм советская педагогика никог­да не была наукой. Достаточно вспомнить ее исходный ме­тодологический принцип о врожденном равенстве людей, об их равных возможностях в обучении и воспитании. Что это не так - свидетельствует хотя бы наш горький отечествен­ный опыт: из школ Российской Федерации в 1997 г. по раз­ным причинам, в основном из-за неспособности и нежела­ния учиться, выбыло около 2 млн школьников. Воспитанием можно исправить многое, но природу изменить нельзя.

Такова в общих чертах ситуация в педагогической науке. Инновации здесь крайне необходимы. По какому пути пой­дет педагогическая теория, а за ней и школа, будет зави­сеть от того, как мы осмыслим глубинные основы учебно-воспитательного процесса, на какой методологии выстроим новую науку и практику воспитания молодой России.

Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обуче­ния и т.д.). Гуманизм - совокупность идей и ценностей, ут­верждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентации и установок гуманизм получает значение общественного идеала.

Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ЕГОТОВ Иван Васильевич (1756-1814) , российский архитектор. Представитель классицизма. Военный госпиталь в Лефортове (кон. 18 - нач. 19 вв.), ансамбль усадьбы Люблино (нач. 19 в.) в Москве.

ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ ИНСТИТУТ Всероссийский научно-исследовательский (ВИЗР) РАСХН , организован в 1929 в Ленинграде. Имеет сеть филиалов и опытных станций. Разработка мероприятий и исследования по защите сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней.

УЩЕРБ МОРАЛЬНЫЙ , (моральный вред) в праве - вред (физические или нравственные страдания), причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права или посягающие на другие нематериальные блага. Пример морального вреда - умаление достоинства личности, подрыв репутации и т. п. Компенсируется в денежной или иной материальной форме в размере, определяемом судом.