Экспериментальная педагогика
Экспериментальная педагогика
Страница 6

В б0-е гг. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. Прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возник­ла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тен­денциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Мас-лоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность вос­питания. «Источники роста и гуманности личности, - пишет А. Маслоу, - лежат только в самой личности, они ни в коей мере не созданы обществом. Последнее может только помочь или препятствовать росту гуманности человека, подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может определять, чтобы вместо куста роз рос дуб».

Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его самовыражению, его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей2.

Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направ­лением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.

Неопозитивизм - философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Зародившись в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма, Канта, новое направление постепенно окрепло и получило ши­рокое распространение на Западе. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к некоторым его направлениям также употреб­ляется термин «сциенцизм» (от англ. 5с1еп8е - наука). Видней­шие представители нового гуманизма и сциентизма - П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и другие.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

СИГМА , греческая буква ?, ?. В математике символ ? часто употребляют для обозначения суммы.

ЧИГОРИН Михаил Иванович (1850-1908) , российский шахматист, основоположник русской шахматной школы. Претендент на звание чемпиона мира в 1889-95; чемпион России (1899-1906).

ЮН СОНДО (1587-1671) , корейский поэт. Писал на ханмуне и корейском языке. Пейзажная лирика в форме циклических сиджо: "Новые песни в горах" (1642, в т. ч. цикл "Песни о пяти друзьях"), "Четыре времени года рыбака" (1651).