Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 230

4. Отбор с п о с о б о в осуществления взаимосвязи.

Например, на семинарских занятиях (см.приложение) использовались обобщения, унификация и операционализация понятий. Отвечая на вопросы: "Есть ли сходство между управлением производством и управлением педагогическим процессом? Если да, то в чем? и "Как вы думаете, помогли ли директору японской фирмы "Сони" педагогические познания в реализации производственных программ?" "Есть ли связь между высоким уровнем развития японского производства и тем явлением, которым пользуется макаренковская система воспитания у японских педагогов и бизнесменов?" студенты привлекают большой обобщающий материал, причем, лейтмотивом поиска становится обобщение понятий (представлений, положений) педагогического и производственно- технического характера. В ходе дидактической обработки технического материала студенты вынуждены обращаться к элементам категориального синтеза, к умениям сочетать методы технических дисциплин с педагогическими подходами, унифицировать (приводить к единой основе) педагогические и технические данные. Разрабатывались нами и темы по курсовым работам (приложение 4).

Наблюдение за студентами, анализ их ответов позволяют сделать вывод о том, что обеспечение интеграции педагогического и технического знания в содержании инженерно-педагогической подготовки способствует развитию мотивационной сферы будущих инженеров-педагогов, повышению качества знаний, осознанность их восприятия, и, наконец, формирование интегрального образа инженерно-педагогических действий.

На втором этапе деятельности по научно-методическому обеспечению общепедагогического образования педагога профессионального образования интегративная работа велась в основном в рамках исследовательских программ "Научно-методическое обеспечение общепедагогической подготовки инженера-педагога в условиях интеграции инженерно-педагогического образования" (Расследования -08-107-91) и "интеграционные основы построения содержания общепедагогической подготовки инженера-педагога на базе высшего технического образования (N исследования -08-302-93). Так, результатом последнего исследования стала разработка технологии построения интегрированного содержания общепедагогической подготовки инженера-педагогика на базе высшего технического образования. В основу данной технологии была заложена идея интегративной природы профессиональнопедагогического образования. Интегративность выражается прежде всего в гетерогенном характере профессионально-педагогической подготовки инженера-педагога. Она охватывает все области личностно-деятельностной подструктуры инженера-педагога - когнитивную, аффективную, поведенческую. Особую "зону" составляет духовное ядро личности инженера-педагога, играющее роль своеобразного "четвертого измерения" в составе содержания профессионально-педагогической деятельности инженера-педагога. При потроении интегрированной структуры данного содержания необходимо максимально учитывать "интересы" всех "сторон", включая духовный компонент инженерно-педагогической подготовки. Интегративная природа содержания профессионально-педагогической подготовки выражаетесь также в его п о л и ц е н т р и ч н о с ти: все его составляющие паритетны по отношения друг к другу. В известной мере есть основания утверждать о наличии здесь системы "с изменяющимся центром тяжести". Возрастание или уменьшение значимости той или иной составляющей во многом определяется природой ситуации, сложившейся в данный момент в отношениях между ней и другими составляющими, между последними и полицентрическими целым, выполняющих функции ведущего компонента на какое-то время. Вместе с тем полицентричность не устраняет момент целостную природу содержания профессионально-педагогической подготовки, что выражается в принципиальной неразделимости его на ряд замкнутых модулей-блоков. В соответствии с требованиями целостности отношения между составляющими профессионально-педагогической подготовки должны строится на основах проницаемости и прозначности.

Страницы: 226 227 228 229 230 231 232 233 234

ЭНГЕЛЬГАРДТ Александр Николаевич (1832-93) , российский агроном, публицист. Член "Земли и воли" 1860-х гг. В 1866-70 профессор Земледельческого института в Санкт-Петербурге. В 1871 сослан в Смоленскую губернию. Издал письма "Из деревни" (1882). Один из издателей первого отечественного химического журнала ("Химический журнал Н. Соколова и А. Энгельгардта", 1859-60).

НИКИТЕНКО Александр Васильевич (1804-77) , российский литературный критик, историк литературы, цензор, академик Петербургской АН (1855). "Опыт истории русской литературы" (1845) представляет попытку периодизации русской литературы. "Дневник" (полное издание, т. 1-3, 1955-56) содержит ценный литературный и исторический материал.

ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДЦЕЙХМЕЙСТЕР , главный начальник артиллерии в российской, прусской (до 1757) и германской (19 - нач. 20 вв.) армиях.