Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 230
4. Отбор с п о с о б о в осуществления взаимосвязи.
Например, на семинарских занятиях (см.приложение) использовались обобщения, унификация и операционализация понятий. Отвечая на вопросы: "Есть ли сходство между управлением производством и управлением педагогическим процессом? Если да, то в чем? и "Как вы думаете, помогли ли директору японской фирмы "Сони" педагогические познания в реализации производственных программ?" "Есть ли связь между высоким уровнем развития японского производства и тем явлением, которым пользуется макаренковская система воспитания у японских педагогов и бизнесменов?" студенты привлекают большой обобщающий материал, причем, лейтмотивом поиска становится обобщение понятий (представлений, положений) педагогического и производственно- технического характера. В ходе дидактической обработки технического материала студенты вынуждены обращаться к элементам категориального синтеза, к умениям сочетать методы технических дисциплин с педагогическими подходами, унифицировать (приводить к единой основе) педагогические и технические данные. Разрабатывались нами и темы по курсовым работам (приложение 4).
Наблюдение за студентами, анализ их ответов позволяют сделать вывод о том, что обеспечение интеграции педагогического и технического знания в содержании инженерно-педагогической подготовки способствует развитию мотивационной сферы будущих инженеров-педагогов, повышению качества знаний, осознанность их восприятия, и, наконец, формирование интегрального образа инженерно-педагогических действий.
На втором этапе деятельности по научно-методическому обеспечению общепедагогического образования педагога профессионального образования интегративная работа велась в основном в рамках исследовательских программ "Научно-методическое обеспечение общепедагогической подготовки инженера-педагога в условиях интеграции инженерно-педагогического образования" (Расследования -08-107-91) и "интеграционные основы построения содержания общепедагогической подготовки инженера-педагога на базе высшего технического образования (N исследования -08-302-93). Так, результатом последнего исследования стала разработка технологии построения интегрированного содержания общепедагогической подготовки инженера-педагогика на базе высшего технического образования. В основу данной технологии была заложена идея интегративной природы профессиональнопедагогического образования. Интегративность выражается прежде всего в гетерогенном характере профессионально-педагогической подготовки инженера-педагога. Она охватывает все области личностно-деятельностной подструктуры инженера-педагога - когнитивную, аффективную, поведенческую. Особую "зону" составляет духовное ядро личности инженера-педагога, играющее роль своеобразного "четвертого измерения" в составе содержания профессионально-педагогической деятельности инженера-педагога. При потроении интегрированной структуры данного содержания необходимо максимально учитывать "интересы" всех "сторон", включая духовный компонент инженерно-педагогической подготовки. Интегративная природа содержания профессионально-педагогической подготовки выражаетесь также в его п о л и ц е н т р и ч н о с ти: все его составляющие паритетны по отношения друг к другу. В известной мере есть основания утверждать о наличии здесь системы "с изменяющимся центром тяжести". Возрастание или уменьшение значимости той или иной составляющей во многом определяется природой ситуации, сложившейся в данный момент в отношениях между ней и другими составляющими, между последними и полицентрическими целым, выполняющих функции ведущего компонента на какое-то время. Вместе с тем полицентричность не устраняет момент целостную природу содержания профессионально-педагогической подготовки, что выражается в принципиальной неразделимости его на ряд замкнутых модулей-блоков. В соответствии с требованиями целостности отношения между составляющими профессионально-педагогической подготовки должны строится на основах проницаемости и прозначности.
ТАЛ (Талос) , в греческой мифологии медный великан, подаренный Зевсом (или Гефестом) Миносу для охраны Крита. Когда на остров прибыли аргонавты, Медея усыпила Тала и вытащила из его пяты гвоздь, которым было заткнуто единственное уязвимое место; кровь вытекла из тела великана, и он умер.
ФИЛЕТЕР Пергамский (ок . 343-263 до н. э.), основатель династии Атталидов и Пергамского царства.
ЕВРАЗИЙСТВО , идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На 1-м этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль.