Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 229

Более высокая степень распознавания в заданиях, требующих политехнического кругозора (политехнической ориентации). Пример такого задания:

Исходя из того, что в электротехнических устройствах отражена взаимосвязь трех уровней описания (функциональное назначение, физический принцип действия, конструкционные параметры) исследователь Н.Е.Эрганова выделила три основные группы у ч е б н ы х противоречий (проблем): 1. социально- технические; 2) противоречия, связанные с внутренними закономерностями электротехники; 3) противоречия, связанные с конструкцией электрических цепей.

ЗАДАНИЯ. В каком смысле здесь можно говорить о взаимодействии педагогического и технического знания? Ответ обосновать.

В ходе выполнения задания студенты вынуждены выдвигать гипотезы, ибо предложенная преподавателем гипотеза слишком обща; он должен сам обосновать свое предположение, хотя и проверка его проходила в коллективной форме. Постепенно студенты приходят к выводу: исследователь строит свою методику с учетом технического знания. Тем самым, закономерности технической дисциплины и методические требования в созданной методике взаимо проникают друг в друга, образуя единую учебно-познавательную систему.

Студенты не только распознают факты взаимосвязи педагогического и технического знания, но и упражняются в деятельности по обеспечению взаимосвязи педагогического и технического знания. Например, даются задания, требующие "дидактического препарирования" (Э.Ф.Зеер) технического текста (составление плана урока, краткого конспекта и т.д.). На мини-уроках эти планы и тексты защищались. Наблюдения свидетельствуют, что ситуативные формы обучения привлекают студентов, развивают их мотивационную сферу. Причем, студенты указывают в своих ответах на "практичность" занятий. "Я считаю, что нужно побольше таких занятий, - пишет один из студентов, - так как у нас нет практики и опыта. Решение задач помогает нам глубже понять деятельность педагога. А разыгрывание ролей помогает тверже чувствовать себя "на ногах". Ведь со стороны смотреть легко, а сам попробуешь и теряешься". И еще. "В проведении семинарских занятий мне понравилось то, что в конце семинара стали проводиться практические занятия, на которых мы анализировали педситуации, разыгрывали роли, решали задачи и т.д."

Страницы: 225 226 227 228 229 230 231 232 233

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО , область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 в. также с художественным конструированием.

ЛИПАНЫ (Липани) (Lipany) , населенный пункт ок. г. Чески-Брод, в Словакии. Под Липанами в 1434 феодально-католические силы и чашники нанесли решающее поражение таборитам.

ЯУСС (Jauss) Ханс-Роберт (р . 1919), немецкий историк и теоретик литературы. Специалист по романской медиевистике, один из лидеров т. н. констанцской школы рецептивной эстетики. Книги "История литературы как провокация" (1970), "Древность и современность средневековой литературы", "Эстетическое воздействие и литературная герменевтика" (обе 1977).