Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 227

В целом заключая разговор об использовании интегративноцелостного подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в профессиональном училище, можно сказать, что он способствовал: а) определению места и времени организационнопедагогических условий в обеспечении эффективности профессионального образования, обоснованию цели, структуры и содержания образовательног процесса; б) синтезу социальногуманитарной и технико-технологической составляющих профессионального образования, что сыграло позитивную роль в процессе формирования у будущих профессионалов элементов интегративно-целостного мышления, в котором указанные составляющие должны составлять единое целое; в) совершенствованию субпрофессиональной подготовки педагога и тем самым созданию единой перманентной системы его профессионального становления.

2. Научно-педагогическое обеспечение интеграционных основ общепедагогического образования педагогов профессионального образования.

На первом плане деятельности по научно-методическому обеспечению общепедагогического образования педагога профессионального образования основной упор делался на использование элементов интегративно-целостного подхода в качесте инструментария, способствующего интеграции педагогического и технического в содержании общепедагогической подготовки инженера-педагога. Отталкиваясь от концептуальных положений, изложенных в нашей кандидатской диссертации и чуть позднее в монографии ( ), мы разработали некоторые технологические подходы к их реализации. Это касается в первую очередь методической разработки "Средства интеграции педагогического и технического знания в дидактике профтехобразования" и "Методических рекомендаций к самостоятельной работе студентов по курсу "Педагогика профтехобразования" ( ). Материалы данных работ в течение нескольких лет использовались в практической деятельности педагогов СИПИ-УГППУ. Главным итогом осуществляемой на их основе опытной работы явилось то, что установлена связи и последовательность этапов применения интеграции педагогического и технического знания в процессе общепедагогической подготовки инженера-педагога: постановка задач, определение исходных основ интеграции, подбор форм, отбор способов осуществления интеграции педагогического и технического знания:

1. Постановка задач:

· выявление методологических основ интеграции педагогического и технологического знания;

· определение интегративной сущности важнейших профессионально-педагогических понятий (например, такого, как инженерно-педагогическая деятельность);

· определение интегративной сущности важнейших профессионально-педагогических понятий (например, такого, как инженерно-педагогическая деятельность);

· нахождение сходств и различий между педагогическими и производственно-техническими составляющими инженерно-педагогической деятельности;

· совмещенное применение педагогических и технических знаний (умений, навыков);

· формирование у будущих инженеров-педагогов инженернопедагогического мышления и интегрированных инженернопедагогических действий и др.

Выбор задач во многом определяется содержанием учебного материала. Например, по теме "Законы педагогики и законы производства и их функционирование в системе подготовки будущих рабочих", в качестве стержневых задач у нас выступали: выявление методологических основ взаимосвязи педагогического и технического знания и нахождения средств и различий между педагогическими и производственно-техническими составляющими деятельности инженерапедагога. По теме: "Инженер-педагог: характеристика личности и деятельности" главным образом ставились задачи, направленные на нахождение сходств и различий между педагогическими и производственно-техническими составляющими инженерно-педагогической деятельности.

Страницы: 223 224 225 226 227 228 229 230 231

ХАРЬКОВСКО-КИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО , тайная организация на Украине в 1856-60. До 100 членов (Я. Н. Бекман, М. Д. Муравский и др.). Программа: уничтожение крепостного права, установление республики, бесплатное образование на родном языке. Рукописные листовки, организация воскресных школ, связь с "Колоколом". 22 члена арестованы, высланы на Север.

ГРЯЗОВЕЦ , город (с 1780) в Российской Федерации, Вологодская обл. Железнодорожная станция. 16,0 тыс. жителей (1992). Пищевая промышленность. Известен с 1538.

ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ , совокупность свойств воды, обусловленная наличием в ней преимущественно солей кальция и магния. Использование жесткой воды приводит к осаждению твердого осадка (накипи) на стенках паровых котлов, теплообменников, затрудняет варку пищевых продуктов, стирку. Различают временную и постоянную жесткость воды. Первая связана с присутствием в воде гидрокарбонатов, вторая - других солей. Временную жесткость воды устраняют кипячением, постоянную - умягчением воды (добавлением гашеной извести, соды, применением катионитов и др.).