Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 228
2. Определение исходных основ интеграции
Роль всеообщей теоретической основы, как выяснили уже, играет теория проблемного обучения, а также ряд специфических принципов профтехподготовки, которые при известной конкретизации и адаптации "работают" и на систему инженерно-педагогической подготовки. Однако, в каждом отдельном случае необходимо выявлять акценты в использовании этих фундаментальных средств. Например, есть принципы политехнизма, профнаправленности (профпеднаправленности). Практика показывает, что в учебном процессе они так или иначе присутствует одновременно. В то же время в зависимости от целей последнего, особенностей содержания учебного материала степень присутствия каждого из них всегда различна. Так, на практических занятиях по теме "Цели воспитания и обучения будущих рабочих" мы основной акцент делали на двух принципах: проблемности и мотивации, а и на занятиях по теме "Педагогические средства подготовки будущих рабочих" - на принципе политехнизма.
3. Подбор форм интеграции педагогического и технического знания.
В качестве их могут выступать самые различные образования: вопросы, задачи, задания, ситуации, деловые игры, а также курсовые и дипломные работы, непрерывная педпрактика, вопросы к экзаменам, зачетам, программы, методические рекомендации к проведению семинарских и практических занятий. Изучение опыта деятельности инженерно-педагогических коллективов факультетов и кафедр позволяет добавить к названным формам такие как овладение студентами методикой изучения передового опыта (Н.Сенченко), применение кроссвордов (А.Т.Маленко), различные виды привлечения студентов к работам в СКБ (Б.А.Соколов). Внутреннее содержание форм реализации интегарции составляет разрешение на разных уровнях проблемности профессиональнопедагогических ситуаций, раскрывающих противоречия: а) между специфическими свойствами и функциями педагогического знания, с одной стороны и технического - с другой; б) между учебно-педагогическими и производственно-техническими составляющими учебно- производственного процесса.
Так, нами на практических занятиях (см. приложение) формулировались вопросы, требующие распознавания (узнавания) фактов взаимосвязи педагогического и технического знания в деятельности инженера-педагога. Предполагалось десять видов инженерно- педагогической деятельности, в которых с наибольшей степенью интенсивности протекают процессы взаимосвязи педагогического и технического знания (по данным Зборовского Г.Е. и Карповой Г.А.): 1) планирование урока; 2) проведение урока; 3) несложный ремонт, наладка и настройка технических средств обучения; 4) изготовление образцов для занятий в классе и техническом кружке; 5) оборудование кабинета и др. Ставился вопрос: "Назовите, в чем именно проявляется взаимосвзяь педагогического и технического знания в перечисленных видах деятельности?" Студенты, после некоторых раздумий, отвечали: "В ходе планирования урока педагогическое знание используется для обработки технического содержания", "При проведении несложного ремонта эта взаимосвязь наболее отдаленная, в общем, инженер- педагог занимается чисто техническим делом, но, по сути, выполняет педагогическую цель", "Точно так же обстоит дело с изготовлением образцов .".
ЮРА (Jura) , горы во Франции и Швейцарии. Длина ок. 250 км. Высота до 1718 м. Развит карст. Широколиственные и хвойные леса, луга. По Юре названа юрская система (период).
ОТДЕЛИТЕЛЬ , электрический аппарат (узел выключателя) для автоматического отключения отдельных участков электрической сети высокого напряжения при отсутствии в них тока. Время отключения не превышает 0,1 с.
ЧЕНСТОХОВА (Czestochowa) , город на юге Польши, административный центр Ченстоховского воеводства. 259 тыс. жителей (1992). Металлургия, текстильная, машиностроительная, бумажная, мебельная промышленность. Монастырь паулинов (17-18 вв., в костеле - икона "Ченстоховская Богоматерь", 14 в.).