Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 228

2. Определение исходных основ интеграции

Роль всеообщей теоретической основы, как выяснили уже, играет теория проблемного обучения, а также ряд специфических принципов профтехподготовки, которые при известной конкретизации и адаптации "работают" и на систему инженерно-педагогической подготовки. Однако, в каждом отдельном случае необходимо выявлять акценты в использовании этих фундаментальных средств. Например, есть принципы политехнизма, профнаправленности (профпеднаправленности). Практика показывает, что в учебном процессе они так или иначе присутствует одновременно. В то же время в зависимости от целей последнего, особенностей содержания учебного материала степень присутствия каждого из них всегда различна. Так, на практических занятиях по теме "Цели воспитания и обучения будущих рабочих" мы основной акцент делали на двух принципах: проблемности и мотивации, а и на занятиях по теме "Педагогические средства подготовки будущих рабочих" - на принципе политехнизма.

3. Подбор форм интеграции педагогического и технического знания.

В качестве их могут выступать самые различные образования: вопросы, задачи, задания, ситуации, деловые игры, а также курсовые и дипломные работы, непрерывная педпрактика, вопросы к экзаменам, зачетам, программы, методические рекомендации к проведению семинарских и практических занятий. Изучение опыта деятельности инженерно-педагогических коллективов факультетов и кафедр позволяет добавить к названным формам такие как овладение студентами методикой изучения передового опыта (Н.Сенченко), применение кроссвордов (А.Т.Маленко), различные виды привлечения студентов к работам в СКБ (Б.А.Соколов). Внутреннее содержание форм реализации интегарции составляет разрешение на разных уровнях проблемности профессиональнопедагогических ситуаций, раскрывающих противоречия: а) между специфическими свойствами и функциями педагогического знания, с одной стороны и технического - с другой; б) между учебно-педагогическими и производственно-техническими составляющими учебно- производственного процесса.

Так, нами на практических занятиях (см. приложение) формулировались вопросы, требующие распознавания (узнавания) фактов взаимосвязи педагогического и технического знания в деятельности инженера-педагога. Предполагалось десять видов инженерно- педагогической деятельности, в которых с наибольшей степенью интенсивности протекают процессы взаимосвязи педагогического и технического знания (по данным Зборовского Г.Е. и Карповой Г.А.): 1) планирование урока; 2) проведение урока; 3) несложный ремонт, наладка и настройка технических средств обучения; 4) изготовление образцов для занятий в классе и техническом кружке; 5) оборудование кабинета и др. Ставился вопрос: "Назовите, в чем именно проявляется взаимосвзяь педагогического и технического знания в перечисленных видах деятельности?" Студенты, после некоторых раздумий, отвечали: "В ходе планирования урока педагогическое знание используется для обработки технического содержания", "При проведении несложного ремонта эта взаимосвязь наболее отдаленная, в общем, инженер- педагог занимается чисто техническим делом, но, по сути, выполняет педагогическую цель", "Точно так же обстоит дело с изготовлением образцов .".

Страницы: 224 225 226 227 228 229 230 231 232

ЧЕРЕНКОВА - ВАВИЛОВА ИЗЛУЧЕНИЕ света , возникает при движении в веществе заряженных частиц со скоростью, превышающей фазовую скорость света в этом веществе. Обнаружено в 1934 П. А. Черенковым под руководством С. И. Вавилова.

ТАЛЛИН , (Tallinn) столица Эстонии, железнодорожный узел и порт на Балтийском м. 482 тыс. жителей (199..1). Машиностроение и металлообработка (электротехническое оборудование, радиоаппаратура, приборы, нефтеаппаратура, экскаваторы, судоремонт и др.), химическая и химико-фармацевтическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфическая, легкая (хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия и др.), пищевая промышленность. АН Эстонии, 4 вуза (в т. ч. консерватория), 5 театров (в т. ч. театр оперы и балета "Эстония"), 19 музеев (исторический, морской, природы, парк-музей народного зодчества и быта, мемориальный музей А. Таммсааре и Э. Вильде, дома-музеи М. Рауда и Ф. Тугласа и др.). Известен с 1154 (в русских летописях) под названием Колывань, в ливонских хрониках - Линданисе. В 1219-1917 официальное название Ревель. В 13-16 вв. под властью Дании, затем Швеции, в 1710 присоединен к России. С 1918 столица Эстонии. В Вышгороде - замок (13-16 вв.) и готическая Домская церковь (13-15 вв.); в Нижнем городе - ратуша (14-15 вв.), здание Б. Гильдии (15 в.), готические церкви: Олевисте (15 - нач. 16 вв.), Нигулисте (13-15 вв.) и Пюхавайму (Св. духа; 14 в.), городские укрепления (14-16 вв.), многочисленные жилые дома (15-18 вв.), дворец Кадриорг (18 в.).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89) , русский писатель, публицист, литературный критик. В 1856-62 один из руководителей журнала "Современник"; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций "Барским крестьянам от доброжелателей поклон", заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах "Что делать?" (1863) и "Пролог" (ок. 1867-69).