Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. ДавыдовСтраница 21
Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьников к содержанию собственных действий к рассмотрению их оснований с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. Такое рассмотрение школьниками основании собственных действий, называемое рефлексией служит существенным условием правильности их построения и изменения77 -Учеоная деятельность и отдельные ее компоненты (в частности контроль и оценка) осуществляются благодаря такому основополагающему качеству человеческого сознания, как рефлексия7?
1еперь целесообразно на конкретном примере дать иллюстрацию учебной задачи и учебных действий, общая психологическая характеристика которых была приведена выше. Сделаем это на материале экспериментального изучения понятия числа в I классе которое является одним из фундаментальных понятий всего школьного курса математики79.
Известно, что главная цель этого курса состоит в том, чтобы к концу средней школы сформировать у учащихся полноценную концепцию действительного числа, основой которого является поня тие величины. Наш экспериментальный курс начинается с введения именно этого понятия, определяемого отношениями «равно», «боль ше», «меньше». Ориентация на эти общие отношения позволяет ребенку осуществлять разностное сравнение предметно представ ленных величин. Еще до усвоения понятия числа он может фикси ровать результаты этого сравнения с помощью таких буквенных формул, как а = 6; а>Ь, а<6, и производить многие их преобразо вания типа: а + с>Ь; а = Ь — с; а + с = Ь + с и^т. д., опираясь на соответствующие свойства указанных отношений. '
Однако в некоторых ситуациях трудно бывает или невозможно вовсе выполнить непосредственное разностное сравнение и сразу обнаружить, например, равенство или неравенство наличных величин (отрезков, грузов и т. д.). Учитель демонстрирует первоклассникам подобные ситуации и просит их осуществить поиск подходящего способа решения данной задачи. Дети выдвигают разные гипотезы и с помощью учителя приходят к выводу о том, что во всех таких ситуациях нужно выполнять опосредствованное сравнение. Но что это такое? С помощью каких средств его можно выполнить? Как оперировать с этими средствами и к каким результатам это приводит? Учитель первоначально подводит самих детей к постановке этих вопросов, а затем ставит перед ними учебную задачу, требующую открытия и усвоения ими общего способа опосредствованного разностного сравнения величин, опирающегося на их предварительное краткое сравнение с помощью числа.
Учебные действия, позволяющие решить данную задачу, направлены на поиск, обнаружение и изучение детьми свойств, характеризующих кратное отношение величин, фиксация которого в модели как раз и обозначает число (в принципе — действительное число, хотя отдельные виды чисел предполагают наличие особых условий реализации кратного отношения и построения его модели).
При выполнении первого учебного действия дети осуществляют такое предметное преобразование величин, когда в них обнаруживается кратность отношения. При этом ребенок находит некоторую третью величину (мерку), с помощью которой можно установить кратность двух исходных величин, требующих разностного сравнения. Например, величины А и В не могут быть сравнены непосредственно (так, отрезки не могут быть непосредственно нало-
ОСИО Хейхатиро (1796-1837) , руководитель восстания самураев и городской бедноты в 1837 в г. Осака (Япония). Отряды восставших были разбиты. Осио покончил жизнь самоубийством.
СЕКУНДА (от лат . secund divisio - второе деление),1) единица времени, одна из основных единиц СИ и СГС системы единиц; обозначается с. Различают атомную секунду (эталонную), воспроизводимую цезиевыми эталонами частоты и времени, и эфемеридную секунду, равную 1/31556925,9747 доле тропического года (см. Эфемеридное время).2) Единица плоского угла, равная 1/3600 градуса (углового) или 4,848?10-6 радиан, обозначается ''; метрическая секунда равна 10-6 доле прямого угла, обозначается сс. 3) В музыке - см. Интервал.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ,..1) определение на местности наблюдателем своего местоположения (точки стояния) относительно сторон горизонта, ориентиров, выделяющихся на общем фоне предметов и элементов рельефа, а также направления движения. Проводится с помощью компаса или карты, аэрофотоснимка, приближенно по местным предметам, Солнцу, Луне, звездам, а также по световым, радио- и звуковым сигналам...2) Спортивные соревнования с применением крупномасштабной карты и компаса. Зародилось в Норвегии в кон. 19 в. Включает бег с ориентированием, лыжные гонки с ориентированием, а также ориентирование с использованием различных средств передвижения (напр., лодок, мотоциклов). В Международной федерации спортивного ориентирования - ИОФ (IOF, основана в 1961) св. 40 стран (1991). Чемпионаты мира с 1966, Европы с 1962.