Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 21

Выполнение действий контроля и оценки предполагает обраще­ние внимания школьников к содержанию собственных действий к рассмотрению их оснований с точки зрения соответствия требу­емому задачей результату. Такое рассмотрение школьниками осно­вании собственных действий, называемое рефлексией служит су­щественным условием правильности их построения и изменения77 -Учеоная деятельность и отдельные ее компоненты (в частности контроль и оценка) осуществляются благодаря такому основопола­гающему качеству человеческого сознания, как рефлексия7?

1еперь целесообразно на конкретном примере дать иллюстра­цию учебной задачи и учебных действий, общая психологическая характеристика которых была приведена выше. Сделаем это на ма­териале экспериментального изучения понятия числа в I классе которое является одним из фундаментальных понятий всего школь­ного курса математики79.

Известно, что главная цель этого курса состоит в том, чтобы к концу средней школы сформировать у учащихся полноценную концепцию действительного числа, основой которого является поня­ тие величины. Наш экспериментальный курс начинается с введения именно этого понятия, определяемого отношениями «равно», «боль­ ше», «меньше». Ориентация на эти общие отношения позволяет ребенку осуществлять разностное сравнение предметно представ­ ленных величин. Еще до усвоения понятия числа он может фикси­ ровать результаты этого сравнения с помощью таких буквенных формул, как а = 6; а>Ь, а<6, и производить многие их преобразо­ вания типа: а + с>Ь; а = Ь — с; а + с = Ь + с и^т. д., опираясь на соответствующие свойства указанных отношений. '

Однако в некоторых ситуациях трудно бывает или невозможно вовсе выполнить непосредственное разностное сравнение и сразу обнаружить, например, равенство или неравенство наличных вели­чин (отрезков, грузов и т. д.). Учитель демонстрирует первоклассни­кам подобные ситуации и просит их осуществить поиск подходя­щего способа решения данной задачи. Дети выдвигают разные ги­потезы и с помощью учителя приходят к выводу о том, что во всех таких ситуациях нужно выполнять опосредствованное сравнение. Но что это такое? С помощью каких средств его можно выполнить? Как оперировать с этими средствами и к каким результатам это приводит? Учитель первоначально подводит самих детей к поста­новке этих вопросов, а затем ставит перед ними учебную задачу, требующую открытия и усвоения ими общего способа опосред­ствованного разностного сравнения величин, опирающегося на их предварительное краткое сравнение с помощью числа.

Учебные действия, позволяющие решить данную задачу, направ­лены на поиск, обнаружение и изучение детьми свойств, характе­ризующих кратное отношение величин, фиксация которого в модели как раз и обозначает число (в принципе — действительное число, хотя отдельные виды чисел предполагают наличие особых условий реализации кратного отношения и построения его модели).

При выполнении первого учебного действия дети осуществля­ют такое предметное преобразование величин, когда в них обна­руживается кратность отношения. При этом ребенок находит не­которую третью величину (мерку), с помощью которой можно ус­тановить кратность двух исходных величин, требующих разностно­го сравнения. Например, величины А и В не могут быть сравнены непосредственно (так, отрезки не могут быть непосредственно нало-

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25

АРСЕНОПИРИТ (мышьяковый колчедан) , минерал класса сульфидов, FeAsS. Примеси Со, Ni, Au. Оловянно-белый. Твердость 5,5-6; плотность 5,9-6,3 г/см3. Месторождения гидротермальные, пегматитовые и контактово-метасоматические. Руда мышьяка, реже кобальта и золота.

ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ , наука о методах и средствах рациональной химической переработки сырья, полуфабрикатов и промышленных отходов. Неорганическая химическая технология включает переработку минерального сырья (кроме металлических руд), получение кислот, щелочей, минеральных удобрений; органическая химическая технология - переработку нефти, угля, природного газа и др. горючих ископаемых, получение синтетических полимеров, красителей, лекарственных средств и др. Теоретические основы химической технологии - химия, физика, механика, математика (в частности, математическое моделирование). Современная химическая технология характеризуется созданием агрегатов большой единичной мощности, освоением процессов, в которых используются сверхвысокие и сверхнизкие температуры и давления, применением высокоэффективных катализаторов, получением веществ с необычными ценными свойствами (сверхчистых и сверхтвердых, жаростойких и жаропрочных и др.).

"ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО" (от нем . Entartete Kunst), уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального "Третьего Рейха искусства" и закрепив это одиозное название на одноименной "разоблачительной" выставке 1937 в Мюнхене. Создатели "дегенеративного искусства", среди которых оказались едва ли не все ведущие мастера немецкой изо-культуры, подвергались репрессиям.