Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 19

Рассмотрим основные особенности учебных действий. Исходным и, можно сказать, главным действием является преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого всеоб­щего отношения того объекта, который должен быть отражен в соот­ветствующем теоретическом понятии. Важно отметить, что речь здесь идет о целенаправленном преобразовании условий задачи, направ­ленном на поиск, обнаружение и выделение вполне определенного отношения некоторого целостного объекта. Своеобразие этого от­ношения состоит в том, что, с одной стороны, оно является реаль­ным моментом преобразуемых условий, с другой — выступает как генетическая основа и источник всех частных особенностей целост­ного объекта, т. е. его всеобщим отношением. Поиск такого отно­шения составляет содержание мыслительного анализа, которое в своей учебной функции выступает первоначальным моментом про­цесса формирования требуемого понятия. Вместе с тем следует иметь в виду, что рассматриваемое учебное действие, в основе кото­рого лежит мыслительный анализ, вначале имеет форму преобра-1 зования предметных условий учебной задачи (это мыслительное действие первоначально осуществляется в предметно-чувственной форме)75.

Следующее учебное действие состоит в моделировании выде­ленного всеобщего отношения в предметной, графической или бук­венной форме. Важно отметить, что учебные модели составляют внутренне необходимое звено процесса усвоения теоретических зна­ний и обобщенных способов действия. При этом не всякое изобра­жение можно назвать учебной моделью, а лишь такое, которое фиксирует именно всеобщее отношение некоторого целостного объек­та и обеспечивает его дальнейший анализ76.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23

УССУРИЙСКИЙ ЗАЛИВ , часть зал. Петра Великого в Японском м., у берегов России. Длина ок. 67 км, ширина у входа 55 км, глубина 51-69 м.

ОБРАЗЕЦ ПРОМЫШЛЕННЫЙ , см. Промышленный образец.

ЖИГАНОВ Назиб Гаязович (1911-88) , татарский композитор, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1981). Оперы "Золотоволосая" (1941), "Джалиль" (1957), балеты, 16 симфоний, в т. ч. "Сабантуй" (1968) и др. Профессор Казанской консерватории (с 1953). Государственная премия СССР (1948, 1950, 1970).