Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 18

Если учесть то обстоятельство, что учебная задача, как было показано выше, стимулирует мышление школьников к объяснению еще неизвестного, к усвоению новых понятий и способов действия то станет понятным, что общий смысл и общая роль учебной заде*""" •чи в процессе усвоения в принципе будут те же, что и у учебной проблемы. Как утверждают специалисты проблемного обучения, знания «не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются

ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации»72. Учебная деятельность в своей основе также нацелена на то, чтобы школьники усваивали зна­ния в процессе самостоятельного решения учебных задач, которое позволяет им раскрыть условия происхождения этих знаний. От­метим, что проблемное обучение, как и учебная деятельность, внут­ренне связано с теоретическим уровнем усвоения знаний и с теоре­тическим мышлением73.

Таким образом, теория учебной деятельности и теория проб­лемного обучения по ряду своих основных идей и понятий доста­точно близки друг к другу (цравда, это не исключает некоторых значительных расхождений между этими теориями при интерпрета­ции содержания ряда понятий).

Выше уже неоднократно говорилось о том, что учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действи,й. Назовем эти учебные действия:

преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобще­го отношения изучаемого объекта;

моделирование выделенного отношения в предметной, графи­ческой или буквенной форме;

преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

построение системы частных задач, решаемых общим спосо­ бом; ,

контроль за выполнением предыдущих действий;

оценка усвоения общего способа как результата решения дан­ной учебной задачи.

Каждое такое действие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий решения той или иной учебной задачи (как известно, действие соотносится с целью задачи, а его операции — с ее условиями).

Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоя­тельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами учени­ки (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться).

В психологии выявлены и описаны некоторые существенные осо­бенности исходной формы учебных действий. Эта форма состоит в совместном выполнении группой школьников под руководством учителя распределенных между ними учебных действий. Постепенно происходит интериоризация этих коллективно распределенных дейст­вий, превращение их в индивидуально осуществляемое решение учебных задач (соответствующие исследования проводились приме­нительно к преподаванию математики, физики, грамматики, изоб­разительного искусства)74.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22

ЛЕ КАРРЕ Джон (наст . имя Дейвид Джон Мур Корнуэлл, Cornwell) (р. 1931), английский писатель. Остросюжетные политические детективные романы о роли разведывательной службы в сохранении свободы и политической стабильности в государстве: "Убийство по-джентльменски" (1962), "В одном немецком городке" (1968), "Почетный школьник" (1977), "Маленькая барабанщица" (1983). В романах о британской разведке "Шпион, который пришел с холода" (1963), "Медник, портной, солдат, шпион" (1974), "Идеальный шпион" (1986; в двух последних отразилось дело "двойного" разведчика Филби), "Русский дом" (1989, в русском переводе "Русский отдел") - нравственные и идеологические парадоксы.

"ЗВЕЗДНАЯ ПАЛАТА" , высшее судебное учреждение в Англии в 1487-1641. Создано для борьбы с мятежной знатью, затем стало орудием подавления противников абсолютистского строя и англиканской церкви (заседало в зале с потолком, украшенным звездами).

БЕЛЬМАН (Bellman) Карл Микаэль (1740-1795) , шведский поэт. Застольные песни (сборники "Послания Фредмана", 1790, "Песни Фредмана", 1791), развившие фольклорные и демократические традиции, содержат реалистическую картину жизни Стокгольма.