Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 20

Поскольку в учебной модели изображается некоторое отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий учебной задачи, то содержание этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, ненаблюдаемые непосредствен­но Можно сказать, что учебная модели выступая как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым сред­ством мыслительной деятельности человека.

Еще одно учебное действие состоит в преобразовании модели с целью изучения свойства выделенного всеобщего отношения объ­екта Это отношение в реальных условиях задачи как бы «засло­няется» многими частными признаками, что в целом затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает зри­мо и можно сказать «в чистом виде». Поэтому, преобразовывая и переконструируя учебную модель, школьники получают возмож­ность изучать свойства всеобщего отношения как такового, без «затемнения» привходящими обстоятельствами. Работа с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции всеобщего отношения.

Ориентация школьников на всеобщее отношение изучаемого це­лостного объекта служит основой формирования у них некоторого общего способа решения учебной задачи и тем самым формирова­ния понятия об исходной «клеточке» этого объекта. Однако адек­ватность «клеточки» своему объекту обнаруживается тогда, когда из нее выводятся многообразные частные его проявления. Приме­нительно к учебной задаче это означает выведение на ее основе системы различных частных задач, при решении которых школьни­ки конкретизируют ранее найденный общий способ, а тем самым конкретизируют и соответствующее ему понятие («клеточку»). Поэ­тому следующее учебное действие состоит в выведении и построе­нии определенной системы частных задач.

Благодаря этому действию школьники конкретизируют исход­ную учебную задачу и тем самым превращают ее в многообразие частных задач, которые могут быть решены единым (общим) спо­собом, усвоенным при осуществлении предыдущих учебных действии. Действенный характер этого способа проверяется именно при реше­нии отдельных частных задач, когда школьники подходят к ним как к вариантам исходной учебной задачи и сразу, как бы «с места» выделяют в каждой из них то общее отношение, ориентация на которое позволяет им применять ранее усвоенный общий способ

решения.

-Рассмотренные учебные действия в сущности все вместе на­правлены на то, чтобы при их выполнении школьники раскрывали условия происхождения усваиваемого ими понятия (зачем и как вы­деляется его содержание, почему и в чем оно фиксируется, в каких частных ситуациях оно затем проявляется). Тем самым это понятие как бы строится самими школьниками, правда, при систематически осуществляемом руководстве учителя (вместе с тем характер этого руководства постепенно меняется, а степень самостоятельности школьника постепенно растет).

_Большую роль в усвоении школьниками знаний играют учебные действия контроля и оценки. Так, контроль состоит в определении ( соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль позволяет ученику, меняя операционный состав действии, выявлять их связь с теми или иными особенно­стями условии решаемой задачи и получаемого результата Благо­даря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения

Действие оценки позволяет определить, усвоен или не усвоен 1 (и в какой степени) общий способ решения данной учебной зада­чи^ соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных дейст­вии их конечной цели. Вместе с тем оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения (общего способа действия и со­ответствующего ему понятия), в его сопоставлении с целью Именно оценка «сообщает» школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24

КЛАВДИЙ Коринфский (ум . 251 или 258), христианский мученик, пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция; ученик Кодрата. Память в Православной церкви 31 января (13 февраля) и 10 марта.

АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537) , старицкий удельный князь, младший сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в заключении.АНДРЕЙ КАПЕЛЛАН, французский писатель 12 в. Проникнутый неоплатоническими мотивами трактат "О любви" (1184-86), повлиявший на лирику трубадуров, поэтов "сладостного нового стиля" (см. "Дольче стиль нуово"), Данте и Ф. Петрарки.

ТАЛЛИН , (Tallinn) столица Эстонии, железнодорожный узел и порт на Балтийском м. 482 тыс. жителей (199..1). Машиностроение и металлообработка (электротехническое оборудование, радиоаппаратура, приборы, нефтеаппаратура, экскаваторы, судоремонт и др.), химическая и химико-фармацевтическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, полиграфическая, легкая (хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия и др.), пищевая промышленность. АН Эстонии, 4 вуза (в т. ч. консерватория), 5 театров (в т. ч. театр оперы и балета "Эстония"), 19 музеев (исторический, морской, природы, парк-музей народного зодчества и быта, мемориальный музей А. Таммсааре и Э. Вильде, дома-музеи М. Рауда и Ф. Тугласа и др.). Известен с 1154 (в русских летописях) под названием Колывань, в ливонских хрониках - Линданисе. В 1219-1917 официальное название Ревель. В 13-16 вв. под властью Дании, затем Швеции, в 1710 присоединен к России. С 1918 столица Эстонии. В Вышгороде - замок (13-16 вв.) и готическая Домская церковь (13-15 вв.); в Нижнем городе - ратуша (14-15 вв.), здание Б. Гильдии (15 в.), готические церкви: Олевисте (15 - нач. 16 вв.), Нигулисте (13-15 вв.) и Пюхавайму (Св. духа; 14 в.), городские укрепления (14-16 вв.), многочисленные жилые дома (15-18 вв.), дворец Кадриорг (18 в.).