Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. ДавыдовСтраница 20
Поскольку в учебной модели изображается некоторое отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условий учебной задачи, то содержание этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, ненаблюдаемые непосредственно Можно сказать, что учебная модели выступая как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особым средством мыслительной деятельности человека.
Еще одно учебное действие состоит в преобразовании модели с целью изучения свойства выделенного всеобщего отношения объекта Это отношение в реальных условиях задачи как бы «заслоняется» многими частными признаками, что в целом затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает зримо и можно сказать «в чистом виде». Поэтому, преобразовывая и переконструируя учебную модель, школьники получают возможность изучать свойства всеобщего отношения как такового, без «затемнения» привходящими обстоятельствами. Работа с учебной моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции всеобщего отношения.
Ориентация школьников на всеобщее отношение изучаемого целостного объекта служит основой формирования у них некоторого общего способа решения учебной задачи и тем самым формирования понятия об исходной «клеточке» этого объекта. Однако адекватность «клеточки» своему объекту обнаруживается тогда, когда из нее выводятся многообразные частные его проявления. Применительно к учебной задаче это означает выведение на ее основе системы различных частных задач, при решении которых школьники конкретизируют ранее найденный общий способ, а тем самым конкретизируют и соответствующее ему понятие («клеточку»). Поэтому следующее учебное действие состоит в выведении и построении определенной системы частных задач.
Благодаря этому действию школьники конкретизируют исходную учебную задачу и тем самым превращают ее в многообразие частных задач, которые могут быть решены единым (общим) способом, усвоенным при осуществлении предыдущих учебных действии. Действенный характер этого способа проверяется именно при решении отдельных частных задач, когда школьники подходят к ним как к вариантам исходной учебной задачи и сразу, как бы «с места» выделяют в каждой из них то общее отношение, ориентация на которое позволяет им применять ранее усвоенный общий способ
решения.
-Рассмотренные учебные действия в сущности все вместе направлены на то, чтобы при их выполнении школьники раскрывали условия происхождения усваиваемого ими понятия (зачем и как выделяется его содержание, почему и в чем оно фиксируется, в каких частных ситуациях оно затем проявляется). Тем самым это понятие как бы строится самими школьниками, правда, при систематически осуществляемом руководстве учителя (вместе с тем характер этого руководства постепенно меняется, а степень самостоятельности школьника постепенно растет).
_Большую роль в усвоении школьниками знаний играют учебные действия контроля и оценки. Так, контроль состоит в определении ( соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль позволяет ученику, меняя операционный состав действии, выявлять их связь с теми или иными особенностями условии решаемой задачи и получаемого результата Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения
Действие оценки позволяет определить, усвоен или не усвоен 1 (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи^ соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действии их конечной цели. Вместе с тем оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения (общего способа действия и соответствующего ему понятия), в его сопоставлении с целью Именно оценка «сообщает» школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача.
ЭЛЬСНЕР (Elsner) Гизела (1937-92) , немецкая писательница. Роман "Господин Лайзельхаймер и дальнейшие попытки преодолеть действительность" (1973) и др.
БОШКОВИЧ (Боскович) Руджер Иосип (1711-87) , физик, математик и астроном, иностранный почетный член Петербургской АН (1760). Родился в Дубровнике (Далмация), работал в Италии и Франции. В основном труде "Теория натуральной философии..." (1758) развил качественную теорию строения вещества и высказал гипотезу о зависимости характера (притяжения или отталкивания) сил взаимодействия частиц от расстояния между ними.
ВОДНЫЙ БАЛАНС ЗЕМЛИ , соотношение, связывающее количество воды, поступающей на поверхность земного шара в виде осадков, и количество воды, испаряющейся с поверхности суши и Мирового ок. за определенный период времени. В средний многолетний период годовое количество осадков равно 1020 мм, испарение с поверхности Мирового ок. 880 мм и с суши 140 мм. Водный баланс Земли - количественное выражение влагооборота на Земле. Он тесно связан с тепловым балансом и наряду с ним - один из важных показателей для характеристики природных зон.