Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 24

«Выдвижение на первый план развивающе-воспитательной функ­ции оказало решающее воздействие как на содержание, так и на методы начального обучения»84. И далее: «Введение новых поня­тий и идей в начальное обучение . предполагало повышение роли теоретических знаний, позволяющих рационализировать (и частич­но ускорить) изучение традиционного материала и усилить осу­ществление развивающе-воспитательной функции обучения. В свя­зи с этим большое значение приобрели методы обучения, направ­ленные на продуктивную деятельность учащихся, связанную с фор­мированием обобщений, абстракций, с самостоятельным применени­ем приобретенных теоретических знаний при решении учебных познавательных и практических задач»85.

Действительно, возникновение новых идей в психологии и ме­тодике начального обучения было связано с осознанием того, что оно должно выполнять подлинно развивающую функцию, реали­зация которой предполагает насыщение его содержания теорети­ческими знаниями. Их усвоение предполагает, в свою очередь, формирование у младших школьников абстракций и обобщений, составляющих основу продуктивного мышления, что, на наш взгляд, способствует развитию у детей основ теоретического мышления.

Методисты считают, что в процессе учебно-воспитательной ра­боты нужно «широко использовать уже на начальной ступени обучения обобщения, формируемые на основе минимального числа целесообразно организованных наблюдений»86. При этом необхо­димо, чтобы дети в процессе усвоения нового приема действия знакомились «с теми вопросами, которые возникли у человека, впервые решающего подобные задачи»8 .

Те обобщения, которые формируются на основе минимального числа наблюдений, являются, по сути дела, содержательными обоб-

81 Совершенствование обучения младших школьников, с. 4.

щениями, не нуждающимися, как известно, в многократном срав­нении сходных предметов. Ознакомление же детей с вопросами, возникающими у человека, впервые решающего ту или иную за­дачу, — это, на наш взгляд, уже некоторый момент прослеживания ими процесса происхождения способа решения данной задачи. Сле­довательно, указанные выше рекомендации методистов в опреде­ленной степени характеризуют способы построения собственно, учебной деятельности младших школьников88.

Выше мы кратко изложили взгляды М. Н. Скаткина на проблемы современного начального обучения (см. с. 142—143). Он полагает, что младшие школьники могут овладевать обобщениями и понятия­ми теоретического типа и усваивать знания при решении познава­тельных задач, а также в процессе их проблемного изложения, ког­да учитель в какой-то мере воспроизводит перед детьми путь их открытия89. На наш взгляд, эти соображения М.Н. Скаткина близки к некоторым положениям, развиваемым в психологической теории учебной деятельности. Согласно этой теории, как отмечалось, пол­ноценное усвоение теоретических понятий происходит в процессе решения школьниками учебных задач, общий смысл которых схо­ден с задачами, называемыми в дидактике «познавательными»^.

Еще один путь сходства психологического понимания учебной деятельности с современным методическим подходом к усвоению знаний касается проблемы формирующейся при этом продуктив­ной мыслительной деятельности учащихся. Учебная деятельность по сути своей связана именно с продуктивным (или творческим) мыш­лением школьников. Вместе с тем методисты считают, что «твор­ческие самостоятельные работы в настоящее время организуются в начальных классах при изучении любого из учебных предме­тов»90. При выполнении этих работ дети с необходимостью осу­ществляют самостоятельный поиск пути решения задачи, рассмат­ривают его различные возможные варианты. «Такие самостоятель­ные работы . связаны . с продуктивной деятельностью учащихся. Они более всего отвечают одной из важнейших задач современной школы — формированию творческой личности .»91.

Страницы: 20 21 22 23 24 25

КОРЕЯ (кор . Чосон, букв. - страна утренней свежести), страна в Вост. Азии, на Корейском п-ове (включая острова). 220,8 тыс. км2. Население ок. 67 млн. человек (1993), 99% - корейцы. Официальный язык - корейский. Верующие - буддисты, конфуцианцы, христиане (главным образом на юге). Северную часть полуострова и прилегающую часть материка занимает Корейская Народно-Демократическая Республика, южную часть полуостроова - Республика Корея. Природа - см. в ст. Корейский полуостров, Маньчжуро-Корейские горы.В начале н. э. сложилось 3 корейских государства - Пэкче, Силла и Когуре. В кон. 10 в. Корейский п-ов был объединен под властью государства Коре. В 1876 Япония, а также ряд европейских государств навязали Корее наравноправные договоры, закрепившие за ними различные привилегии в торговле и др. После русско-японской войны 1904-05 Япония установила протекторат над Кореей и в 1910 аннексировала ее, превратив в колонию. Разгром Японии во 2-й мировой войне положил конец японскому господству в Корее. По договору между союзниками по антигитлеровской коалиции Корея была поделена на советскую (к северу от 38-й параллели) и американскую (к югу от нее) зоны ответственности. В южной части Кореи в мае 1948 было сформировано правительство (на многопартийной основе) Республики Корея. В северной части Кореи в сентябре 1948 провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика, сформировано правительство во главе с руководящим ЦК Трудовой партии Кореи (коммунистическая, создана в 1945 Ким Ир Сеном).Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) (Северная Корея). 121,2 тыс. км2. Население св. 22,6 млн. человек (1993). Столица - Пхеньян. Административно-территориальное деление: 9 провинций и 3 города центрального подчинения, приравненные к провинции (Пхеньян, Кэсон, Нампхо). Глава государства - президент. Высший орган государственной власти - однопалатное Верхнее Народное собрание.Доля в ВНП (1989, %): промышленность 46, сельское хозяйство 21. Производство электроэнергии 53,5 млрд. кВт·ч (1991), 1/2 на ТЭС. Добыча каменного угля, железной руды, вольфрамовых, свинцово-цинковых, молибденовых, медных, алюминиевых руд, магнезита, графита и др. Черная и цветная металлургия; машиностроение. Развиваются нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, производство стройматериалов, текстильная, пищевкусовая промышленность. Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство. Обрабатывается 17% территории, из них 2/3 орошается. Возделывают зерновые, соевые бобы, хлопчатник, лен, табак, сахарную свеклу. Плантации женьшеня, овощеводство, плодоводство. Животноводство (20% стоимости всей сельскохозяйственной продукции): крупный рогатый скот, свиньи, птица. Шелководство. Рыболовство, добыча морепродуктов. Длина (1989, тыс. км) железных дорог ок. 9, автодорог св. 23. Тоннаж морского торгового флота 951 тыс. т дедвейт (1992). Морские порты: Вонсан, Чхонджин, Нампхо и др. Экспорт: промышленная продукция, рыбопродукты, фрукты, женьшень. Основные внешнеторговые партнеры: Китай и Россия. Денежная единица - вона.После вывода окупационных войск СССР и США (декабрь 1948 - июнь 1949) между КНДР и Республикой Корея вспыхнула война, в которой на стороне КНДР участвовали китайские военные формирования, а на стороне Республики Корея войска США и ряда других государств. После стабилизации фронта по 38-й параллели в 1953 было достигнуто перемирие, по которому между КНДР и Республикой Корея была образована демилитаризованная зона шириной в 4 км. В КНДР укрепился однопартийный режим Трудовой партии Кореи, провозгласившей строительство "социализма корейского типа". С кон. 1980-х гг. усилились разносторонние контакты с Республикой Корея с целью достижения мирного объединения Кореи. В феврале 1992 подписано соглашение о примирении, ненападении, обмене и сотрудничестве между Севером и Югом.Республика Корея, 98,5 тыс. км2. Население 44 млн. человек (1993). Столица - Сеул. Административно-территориальное деление: 9 провинций и 5 городов центрального подчинения. Глава государства - президент. Законодательный орган - однопалатное Национальное собрание.Республика Корея - индустриально-аграрная страна с активно развивающейся экономикой. Опережающими темпами развиваются экспортные отрасли и тяжелая промышленность. Доля в ВНП (1991, %): промышленность 34, сельское хозяйство 7. Добыча угля, вольфрама (одно из ведущих мест в мире), железных, марганцовых, свинцово-цинковых, медных руд, золота, серебра и др. Производство электроэнергии 119 млрд. кВт·ч (1990). Металлургия; машиностроение (автомобильное, электротехническое, радиоэлектронное, судостроительное), нефтеперерабатывающая, цементная и химическая промышленность. Текстильная и пищевкусовая промышленность. Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство. Обрабатывается св. 22% территории, из них св. 50% орошается. Возделывают зерновые, технические культуры - хлопчатник, табак, рами, соевые бобы и др. Плодоводство, овощеводство. Плантации женьшеня. Животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, птица). Шелководство. Лесозаготовки. Рыболовство, добыча морепродуктов. Длина (1991, тыс. км) железных дорог ок. 7, автодорог св. 55. Тоннаж морского торгового флота (1992) 11,7 млн. т дедвейт. Морские порты: Пусан, Ульсан, Инчхон, Масан. Экспорт: изделия электроники, автомобили, суда, изделия легкой промышленности, сельскохозяйственные продукты, химикаты и др. Основные внешнеторговые партнеры: США, Япония и другие страны Юго-Восточной Азии. Денежная единица - вона.После окончания войны с КНДР Республика Корея в 1953 подписала с США договор о совместной обороне (вступил в силу в 1954). Период 1960-1980-х гг. характеризовался военной формой правления. Длительному периоду военного правления в стране был положен конец в 1992, когда к власти пришло гражданское правительство, провозгласившее курс на проведение широких реформ и достижение воссоединения с КНДР.

ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ , сравнительное изучение структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними. См. Классификация языков.

ЗМИЕВ (в 1976-90 Готвальд) , город на Украине, Харьковская обл. Железнодорожная станция. 19,9 тыс. жителей (1991). Машино-строительный завод, бумажная фабрика и др. Основан в 17 в.