Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. ДавыдовСтраница 23
Еще одно учебное действие — действие контроля позволяет детям при сохранении общей формы и смысла предыдущих четырех действий изменять их операционный состав в зависимости от частных условий их применения, от конкретных особенностей их материала (благодаря этому действия становятся умениями и навыками) Действие оценки на всех стадиях решения детьми учебной задачи нацеливает другие их учебные действия на конечный результат — на получение и использование числа как особого средства сопоставления величин.
Мы описали кратко те учебные действия, которые позволяют детям усвоить понятие числа на основе содержательного (теоретического) обобщения. В процессе реального обучения эти действия, конечно имеют более сложное строение, описание которого предполагает и более детальную характеристику учебной деятельности детей на уроках математики80.
Отметим, что определение конкретного состава учебных задач и действий при усвоении школьниками материала того или иного учебного предмета представляет результат специальных и доста точно трудоемких психолого-дидактических и .психолого-методиче ских исследований, требующих применения общих положении тео рии учебной деятельности, которая вместе с тем сама развивается и уточняется при проведении этих конкретных исследовании. _ Изложенное выше понимание содержания и строения учебной деятельности связано с результатами ее психологического изуче ния Вместе с;тем такое понимание учебной деятельности в некото рых существенных моментах сближается с ее истолкованием в рабо тах носящих методический характер; в них намечаются основные пути дальнейшего совершенствования начального обучения, рас смотрим общий подход к учебной деятельности изложен ный в одной из таких работ, созданной сотрудниками сектора на 80 См Минская Г. И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин.—В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966, с. 190—235.
чального обучения НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.
« .В связи с тем, что именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, — отмечают они, — фор-!мирование и развитие ее в I—III классах — центральная задача начального обучения и воспитания»81. И далее: «При этом наиболее важно обеспечить формирование у младших школьников общих умений и навыков учебной деятельности. Именно в начальной школе должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения учиться»82. Именно так можно «подготавливать учащихся к успешному обучению на следующем этапе средней школы»83.
Выше было сказано, что и для детской психологии основной задачей современного начального обучения является прежде всего изучение закономерностей формирования у младших школьников полноценной учебной деятельности (умения учиться). Лишь при этом условии они могут успешно учиться в старших классах, где • учение — один из видов общественно полезной деятельности.
КОННЫЙ СПОРТ , состязания в верховой езде на лошадях. Основные виды: выездка; конкур-иппик (преодоление препятствий); троеборье - манежная езда (упражнения на основных аллюрах), полевые испытания (движение по дорогам, стипл-чейз, кросс) и преодоление препятствий; скачки; конные охоты; вольтижировка и др. В программе Олимпийских игр с 1900; чемпионаты мира и Европы с 1953. В Международной федерации конного спорта - ФЕИ (FEI; основана в 1921) 92 страны (1991).
СИМБИОЗ (от греч . symbiosis - совместная жизнь), форма совместного существования двух организмов разных видов, включая паразитизм (антагонистический симбиоз). Часто симбиоз взаимовыгоден для обоих симбионтов (мутуалистический симбиоз): напр., симбиоз между раком-отшельником и актинией, между животными (человеком) и микроорганизмами, образующими нормальную кишечную флору, и т. п.
ИЗОНЕФЫ (от изо ... и греч. nephos - облако), изолинии, характеризующие облачность в некоторый момент или в среднем за некоторое время.