Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 23

Еще одно учебное действие — действие контроля позволяет де­тям при сохранении общей формы и смысла предыдущих четырех дей­ствий изменять их операционный состав в зависимости от част­ных условий их применения, от конкретных особенностей их мате­риала (благодаря этому действия становятся умениями и навыка­ми) Действие оценки на всех стадиях решения детьми учебной за­дачи нацеливает другие их учебные действия на конечный резуль­тат — на получение и использование числа как особого средства со­поставления величин.

Мы описали кратко те учебные действия, которые позволяют детям усвоить понятие числа на основе содержательного (теоре­тического) обобщения. В процессе реального обучения эти действия, конечно имеют более сложное строение, описание которого пред­полагает и более детальную характеристику учебной деятельности детей на уроках математики80.

Отметим, что определение конкретного состава учебных задач и действий при усвоении школьниками материала того или иного учебного предмета представляет результат специальных и доста­ точно трудоемких психолого-дидактических и .психолого-методиче­ ских исследований, требующих применения общих положении тео­ рии учебной деятельности, которая вместе с тем сама развивается и уточняется при проведении этих конкретных исследовании. _ Изложенное выше понимание содержания и строения учебной деятельности связано с результатами ее психологического изуче­ ния Вместе с;тем такое понимание учебной деятельности в некото­ рых существенных моментах сближается с ее истолкованием в рабо­ тах носящих методический характер; в них намечаются основные пути дальнейшего совершенствования начального обучения, рас­ смотрим общий подход к учебной деятельности изложен­ ный в одной из таких работ, созданной сотрудниками сектора на 80 См Минская Г. И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин.—В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). М., 1966, с. 190—235.

чального обучения НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.

« .В связи с тем, что именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, — отмечают они, — фор-!мирование и развитие ее в I—III классах — центральная задача начального обучения и воспитания»81. И далее: «При этом наиболее важно обеспечить формирование у младших школьников общих уме­ний и навыков учебной деятельности. Именно в начальной школе должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения учиться»82. Именно так можно «подготавливать учащихся к успешному обучению на следующем этапе средней школы»83.

Выше было сказано, что и для детской психологии основной задачей современного начального обучения является прежде все­го изучение закономерностей формирования у младших школьников полноценной учебной деятельности (умения учиться). Лишь при этом условии они могут успешно учиться в старших классах, где • учение — один из видов общественно полезной деятельности.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25

БУЛАНЖЕРИТ , минерал класса сульфидов (подкласса сложных сульфидов), Pb5Sb4S11. Примеси Cu, Fe, Zn. Игольчатые кристаллы, волокнистые агрегаты, плотные массы. Твердость 2,5-3; плотность ок. 6,0 г/см3. Гидротермальный. Руда свинца.

ЮРТ (тюрк .),..1) семья или род, ведущие самостоятоятельное хозяйство;..2) владения рода;..3) совокупность владений отдельных татарских ханств.

ВОРОНКОВ Михаил Григорьевич (р . 1921), российский химик-органик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1990). Основные труды по кремний- и сераорганическим соединениям.