Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе на основе межпредметных связей
Страница 17

Культуросообразность интеграции образования

Три принципа интеграции оптимально определяют образование в его фундаментальных отношениях: принцип единства интеграции и дифференциации выражает способ самоорганизации образования; принцип антропоцентризма определяет положение ученика и учителя в интегральной образовательной системе; наконец, принцип культуросообразности характеризует отношение образования к его культурному окружению. Таким образом три принципа фиксирую три основных аспекта организации образования: внутренний, человеческий, внешний. [25, с. 14]

Отношение образования к окружающей его действительности осознается в педагогике как проблема начиная с XVII в. В это время активно формируется естественнонаучное мировоззрение с характерным разделением на познающий субъект и противостоящую ему объективную действительность. Тогда же закладываются основы того, что на языке современной педагогики называется технократическим образованием: человек отделяется не только от природы, но и от образования. Последнее обстоятельство явилось решающим для возникновения педагогики как науки, поскольку позволило рассматривать образование как объективный предмет научного исследования и конструктивной деятельности. Отношение к образованию как к предмету поставило его в один ряд с другими предметами научной мысли, что собственно и создало проблему отношения образования и среды.

Проблема образования и среды проходит в истории педагогики три последовательных ступени саморазвития. Первая - образование и природа (Я.Коменский, Ж.-Ж.Руссо). Вторая - образование и жизнь (Л.Н.Толстой, Дж.Дьюи, С.Т.Шацкий и др.). Третья - образование и культура. Если второй тип соотношения образования и среды характерен не только для трудовой школы первой трети ХХ в., но и для советской педагогики в целом, рассматривавшей как одну из своих главных задач "укрепление связи школы с жизнью", то ориентация на культуру - это новый тип российского педагогического сознания, активно развивающийся в последнее десятилетие (В.С.Библер, В.П.Зинченко, Е.В.Бондаревская и др.). [25, с. 15-16]

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

ЮРБАРКАС (Jurbarkas) (до 1917 официальное название Юрбург) , город в Литве, пристань на р. Нямунас (Неман), в 45 км от ж.-д. ст. Таураге. 14,6 тыс. жителей (1990). Производство стройматериалов, молочных продуктов; обработка льна. Мемориальный музей скульптора В. Грибаса. Известен с 1290.

ЧЕСНОКОВ Юрий Борисович (р . 1933), российский волейболист, заслуженный мастер спорта (1960), заслуженный тренер СССР (1976). Чемпион Олимпийских игр (1964), мира (1960, 1962), СССР (неоднократно в 1954-66).

ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ , совокупность свойств воды, обусловленная наличием в ней преимущественно солей кальция и магния. Использование жесткой воды приводит к осаждению твердого осадка (накипи) на стенках паровых котлов, теплообменников, затрудняет варку пищевых продуктов, стирку. Различают временную и постоянную жесткость воды. Первая связана с присутствием в воде гидрокарбонатов, вторая - других солей. Временную жесткость воды устраняют кипячением, постоянную - умягчением воды (добавлением гашеной извести, соды, применением катионитов и др.).